Правовое положение Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)

(Корякин И. И.) ("Административное право и процесс", 2013, N 8) Текст документа

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

И. И. КОРЯКИН

Корякин Иван Иннокентьевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, кандидат юридических наук.

Автор статьи анализирует правовое положение Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), организационные основы структуры административно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на уровне субъекта Российской Федерации. В статье указаны права и обязанности Управления в пределах своей компетенции.

Ключевые слова: организационные основы административно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции; права и обязанности Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия).

Legal status of the Judiciary Department administration of the Russian Federation in the Sakha Republic (Yakutia) I. I. Koryakin

The author analyzes the legal status of the Judiciary Department administration of the Russian Federation in the Sakha Republic (Yakutia), organizational basis of the administrative and legal support of the courts of general jurisdiction in the subject of the Russian Federation. The article indicates the rights and duties of administration within its competence.

Key words: organizational basis of the administrative and legal support of the courts of general jurisdiction, rights and duties of Judiciary Department administration of the Supreme Court of the Russian Federation in the Sakha Republic (Yakutia).

Уместно сказать о некоторых итогах судебной реформы, системно изложенных в работе Е. Абросимовой "Цели и правовые основы судебной реформы в Российской Федерации (1991 - 2000 гг.)" <1>. Осуществлено конституционное и законодательное закрепление новых фундаментальных принципов организации и деятельности судебной власти, формирования системы гарантий, обеспечивающих доступ к правосудию. Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве конституционных принципов практически все общепризнанные принципы отправления правосудия, существующие в сфере организации и деятельности судебной власти. -------------------------------- <1> Абросимова Е. Цели и правовые основы судебной реформы в Российской Федерации (1991 - 2000 гг.). М., 2001. С. 79.

В основном завершена конституционализация судебной системы (законодательно и организационно), т. е. действуют соответственно системы федеральных судов и судов субъектов РФ; сложились и действуют две различные системы обеспечения федеральных судов. Организационные основы структуры административно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на уровне субъекта Российской Федерации определены ст. 14 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" <2>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъектах Федерации осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) в пределах своей компетенции: - осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; - организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; - изучает организацию деятельности районных (городских) судов и принимает меры по ее совершенствованию; - ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; - осуществляет финансирование районных (городских) судов и квалификационной коллегии судей республики; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; - обеспечивает районные (городские) суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов; - обеспечивает районные (городские) суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных (городских) судов; - ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных (городских) судов государственными наградами и присвоении им почетных званий; - принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; - организует материальное и социальное обеспечение судей районных (городских) судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных (городских) судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных (городских) судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных (городских) судов в соответствии с федеральным законодательством; - осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных (городских) судов и органов судейского сообщества республики. Организационные основы структуры административно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на уровне районов и городов урегулированы в Конституционном законе "О судебной системе в Российской Федерации", в Федеральных законах "О статусе судей в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), действующего на основании Конституции Республики Саха (Якутия), и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в лице начальника Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия), руководствуясь ст. 30 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <3>, в 2001 г. заключили Соглашение по организационному (кадровому, материально-техническому и финансовому) обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия). -------------------------------- <3> Судебная система Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 2001. С. 67.

Согласно Соглашению Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) осуществляет организационное обеспечение деятельности мировых судей по следующим направлениям: - финансирование из средств федерального бюджета расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям и членам их семей, предусмотренные действующим законодательством. - организация социальной защиты мировых судей и членов их семей; - кадровая работа с мировыми судьями, в том числе: - формирование кадрового резерва корпуса мировых судей; - организация и прием квалификационных экзаменов на должность мирового судьи; - организация профессиональной подготовки и повышения квалификации мировых судей; - ведение личных дел мировых судей; - подготовка методических и инструктивных материалов по организации деятельности мировых судей; - организация работы по кадровому обеспечению аппаратов мировых судей; - организация и контроль работы аппаратов мировых судей; - ведение судебной статистики мировых судей; - обеспечение мировых судей материально-техническими, транспортными средствами; - организация ремонта и технического оснащения зданий и помещений мировых судей; - обеспечение мировых судей программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей; - взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения безопасности мировых судей, членов их семей, зданий (помещений) мировых судей; - рассмотрение в пределах компетенции жалоб и заявлений граждан; - начисление заработной платы и социальных выплат работникам аппаратов мировых судей; - осуществление иных мер по обеспечению деятельности мировых судей. Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) осуществляет организационно-методическое руководство по следующим направлениям: - организация профессиональной подготовки работников аппаратов мировых судей; - организация и контроль работы аппаратов мировых судей; - ведение судебной статистики мировых судей; - материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей; - обеспечение мировых судей программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей; - взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения безопасности мировых судей, членов их семей, зданий (помещений) мировых судей; - осуществление иных мер по обеспечению деятельности мировых судей. В целях реализации указанной статьи начальник Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения. Финансирование мировых судей в части выплаты заработной платы и иных предусмотренных законодательством социальных выплат осуществляет Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) за счет средств федерального бюджета <4>. -------------------------------- <4> Сборник законов Республики Саха (Якутия). Т. 5. С. 49.

Финансирование расходов на содержание аппаратов мировых судей, а также материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляется за счет соответствующих средств бюджета Республики Саха (Якутия). В целях создания единых условий для осуществления правосудия судами общей юрисдикции Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) в своей работе руководствуется наряду с законодательством Республики Саха (Якутия) приказами, распоряжениями, письмами инструктивного и методического характера, принятыми в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в части организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Название документа