Является ли обязательным досудебный порядок обжалования решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля?
Ответ: Согласно позиции ВАС РФ досудебный порядок обжалования решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов в рамках иных мероприятий налогового контроля, не является обязательным.
Обоснование: В ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
На основании ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Статьей 101.4 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, и приложенных к нему документов и материалов может быть вынесено решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Для этих решений срок их вступления в силу НК РФ не предусмотрен.
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.07.2012 N 2873/12 по делу N А25-789/2011 сделал вывод о том, что из системного толкования положений ст. ст. 101, 101.2, 101.4, 137 - 140 НК РФ следует: предусмотренный п. 5 ст. 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения распространяется только на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок.
С учетом изложенного Президиум ВАС РФ отметил: вывод суда кассационной инстанции о том, что обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ), является ошибочным.
Стоит отметить, что до принятия вышеназванного Постановления при решении данного вопроса суды приходили к неоднозначному мнению.
Так, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2012 по делу N А44-1404/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2009 по делу N А43-11871/2009-45-281, ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2012 N Ф03-1039/2012 по делу N А51-13579/2011, от 29.03.2012 N Ф03-894/2012 по делу N А51-13577/2011 суды указывали на необходимость соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля.
Вместе с тем в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.2012 по делу N А78-5073/2011, ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2009 по делу N А56-59009/2009, ФАС Уральского округа от 05.07.2010 N Ф09-5001/10-С3 по делу N А60-52138/2009-С8, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01.2011 по делу N А03-6113/2010 суды придерживались противоположной позиции.
П. Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
22.10.2012