Электронный магазин, осуществляющий дистанционные продажи книг посредством сети Интернет, разместил на своем сайте предложение о продаже книги, однако в продажу на склад данного магазина книга не поступала, о чем стоит отметка в информации на сайте. Какие последствия для магазина влечет поступление запроса на покупку данной книги?

Ответ: Поступление в интернет-магазин запроса на покупку отсутствующей на складе книги влечет для организации-продавца заключение договора публичной оферты и соответствующую обязанность предоставления товара, если предложение продавца содержит все существенные условия договора. При невозможности предоставления товара обязанность доказывания невозможности исполнения договора возлагается на организацию-продавца.

Обоснование: В соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Также п. 2 ст. 435 ГК РФ отмечает, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

На основании положений ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой).

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из смысла ст. 437 ГК РФ реклама или иное предложение, которое не содержит существенных условий договора и адресовано неопределенному кругу лиц, является приглашением делать оферты; в том же случае, если данное предложение будет содержать все существенные условия договора и волю лица на заключение на этих условиях договора с любым, кто отзовется, оно будет признаваться публичной офертой.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Таким образом, в рассматриваемом случае размещение электронным магазином предложения о продаже книги в зависимости от наличия или отсутствия существенных условий договора розничной купли-продажи (например, в связи с отсутствием книги на складе предложение может содержать не все существенные условия) следует рассматривать как предложение делать оферты либо публичную оферту.

Как предусматривает п. 1 ст. 438 ГК РФ, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Следовательно, если рассматриваемое предложение соответствует признакам публичной оферты, то поступление запроса на покупку отсутствующей на складе книги влечет для организации-продавца заключение договора публичной оферты и соответствующую обязанность предоставления товара. При невозможности предоставления товара обязанность доказывания невозможности исполнения договора возлагается на организацию-продавца. Если же оно является предложением делать оферты, то, по нашему мнению, электронный магазин обязан совершить действия, направленные на принятие оферты (акцепт) (если товар в наличии), либо оповестить об отсутствии товара.

А. В.Сергомасова

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

20.10.2012