По трудовому договору работник числится электросварщиком. Кроме того, он периодически занимается газосваркой (аргон). Работа осуществляется в закрытом помещении с использованием аппарата ручной сварки

Соответствует ли законодательству то, что дополнительный отпуск ему предоставляется в количестве 14 календарных дней согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22?

Ответ: В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (далее - Постановление N 298/П-22) не применяется, поскольку противоречит Трудовому кодексу РФ.

По итогам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан предоставить работнику(ам) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней.

Однако организация, работник которой трудится во вредных условиях труда, не нарушает требования законодательства в том смысле, что предоставляет не менее указанного количества календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

В то же время, учитывая позицию Роструда, до принятия нового порядка предоставления компенсаций Постановление N 298/П-22 может применяться, если его положения включены в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем на основании ст. 8 ТК РФ.

Обоснование: Постановлением N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список).

При этом в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ Постановление N 298/П-22 не применяется, поскольку противоречит ТК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317).

В то же время в соответствии с Письмом ФНПР от 15.05.2012 "Об определении Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317" Постановление N 298/П-22 является действующим, так как обладает юридической силой, а значит, способностью вызывать правовые последствия. Правовые акты, принятые уполномоченным на то органом, имеют юридическую силу до того момента, пока не отменено или не приостановлено их действие в установленном законом порядке.

Однако, учитывая правовую позицию Верховного Суда РФ, в отношении решения вопроса об определении размеров соответствующих компенсаций следует руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", в соответствии с которыми работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.

Следовательно, обязательным условием предоставления такой компенсации является проведение аттестации рабочего места работника(ов). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н и введен в действие с 1 сентября 2011 г.

По итогам ее проведения работодатель обязан предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней, соответственно, вправе предоставить и на более продолжительный период.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что работодатель не нарушает требования законодательства в том смысле, что предоставляет не менее указанного количества календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, однако, учитывая позицию Верховного Суда РФ, в отношении решения вопроса об определении размеров соответствующих компенсаций ему следует руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ N 870, а не Постановлением N 298/П-22.

В то же время, учитывая Письмо Роструда от 19.06.2012 N ПГ/4463-6-1, до принятия нового порядка предоставления компенсаций Список может применяться, если его положения включены в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем на основании ст. 8 ТК РФ. В такой ситуации (при соблюдении названного условия) работодатель при решении соответствующего вопроса вправе руководствоваться Постановлением N 298/П-22.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.10.2012