О рассмотрении предложения по отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), а также об отсутствии оснований для внесения изменений в НК РФ в части предоставления права налогоплательщикам ЕСХН формировать первичные и налоговые документы (счета-фактуры) с выделением НДС без его уплаты в бюджет, а контрагентам - покупателям сельхозпродукции права на получение вычетов НДС
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2012 г. N 03-00-08/33
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Минсельхозом России рассмотрело письмо по вопросу отмены системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с гл. 26.1 Кодекса, осуществляют переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке.
При этом организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса) и налога на имущество организаций.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса).
Таким образом, специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вносится изменение в ст. 284 Кодекса в части установления с 1 января 2013 г. для сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговой ставки в размере 0 процентов без ограничения срока ее действия.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 г. единый сельскохозяйственный налог в размере 100 процентов будет зачисляться в местные бюджеты. В связи с этим отмена единого сельскохозяйственного налога окажет отрицательное влияние на доходы местных бюджетов.
Согласно данным отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленным органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации за 2011 г., 14 581 сельскохозяйственный товаропроизводитель (68 процентов от общего их числа) является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога, выручка от реализации продукции их составляет 46 процентов от общей выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Учитывая изложенное, Минсельхоз России не поддерживает предложение об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).
При этом, по мнению Минфина России, установление на бессрочной основе нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей (мера, которая принималась как временная, - на период перехода сельскохозяйственных производителей на новый налоговый режим) позволяет признать правомерной постановку вопроса об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который может быть рассмотрен с учетом динамики численности налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в 2013 - 2014 гг.
Кроме того, предлагается при сохранении специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога предоставить сельхозпроизводителям, применяющим данный режим налогообложения, право формировать первичные и налоговые документы (счета-фактуры) с выделением налога на добавленную стоимость без его уплаты в бюджет. При этом предоставить контрагентам-покупателям право на получение вычетов налога на добавленную стоимость. В результате покупатели сельхозпродукции, в том числе переработчики, смогут возмещать налог на добавленную стоимость при приобретении зерна у лиц, применяющих данный специальный налоговый режим.
При этом следует иметь в виду, что на основании ст. ст. 171 - 173 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения этим налогом, принимаются в уменьшение причитающихся к уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость.
Принятие указанного предложения приведет не только к уменьшению налоговых доходов федерального бюджета, но и к потерям федерального бюджета в связи с возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость, не поступившего в бюджет по сельхозпродукции, приобретаемой у сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.
Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение в части налога на добавленную стоимость не поддерживается.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ
19.10.2012