Организация поставляет в торговые сети кулинарные изделия и салаты собственного производства с ограниченным сроком годности
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (абз. 6 п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона).
Законодательством РФ не утверждены санитарные правила и нормы в отношении таких скоропортящихся товаров, как салаты и кулинарные изделия.
Договорами между организацией и торговыми сетями предусмотрена обязанность организации выкупать продукцию с истекшим сроком годности.
Торговые сети возвращают организации нереализованную продукцию с истекшим сроком годности, в связи с чем организация несет расходы на ее выкуп и утилизацию. Данные расходы являются экономически обоснованными, так как в случае отказа организации от выкупа продукции с истекшим сроком годности контрагенты могут отказаться от покупки такой продукции. Документальным подтверждением таких расходов являются договор и соответствующие платежные документы.
Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы на выкуп продукции с истекшим сроком годности и на ее утилизацию?
При выкупе скоропортящейся продукции, подлежащей дальнейшей утилизации, торговые сети предъявляют организации НДС.
В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока) или отказа от них.
Имеет ли организация право на вычет НДС, предъявленного торговой сетью при выкупе продукции с истекшим сроком годности, если обязанность по выкупу данной продукции прямо предусмотрена договором и при условии, что данная продукция выкупается с целью ее утилизации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/561
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, и сообщает следующее.
Положениями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.
Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).
Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.
В отношении других скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) на поставщиков (производителей) данной продукции такая обязанность не возлагается.
Учитывая изложенное, если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.
Одновременно сообщаем, что ответ в части налога на добавленную стоимость будет дан дополнительно.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
19.10.2012