Организация-работодатель выступает принимающей стороной в отношении граждан Турции, которые прибывают по рабочей визе, получают разрешение на работу сроком на 9 - 11 месяцев. Регистрация оформляется на юридический адрес принимающей стороны в г. Москве. Правомерна ли постановка на миграционный учет иностранного гражданина по месту нахождения организации, а не по месту его фактического проживания (работник проживает в арендуемом организацией общежитии в г. Москве)?
Ответ: Постановка на миграционный учет иностранных работников - граждан Турции, прибывших по рабочей визе и получивших разрешение на работу сроком 9 - 11 месяцев, по месту нахождения организации-работодателя (в г. Москве), которая выступает принимающей стороной, а не по месту их фактического проживания (работник проживает в арендуемом организацией общежитии в г. Москве) правомерна.
Обоснование: Особенности осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном данным Федеральным законом.
А в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Кроме того, из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 5417/11 по делу N А01-878/2010 следует, что работодатель имеет право указать свой офис в качестве места пребывания иностранных граждан, несмотря на то что проживают они по другому адресу.
Из изложенного следует, что иностранный гражданин, принимающей стороной которого выступило юридическое лицо - работодатель, подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания, которым может выступать адрес организации-работодателя.
В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 9 Закона N 109-ФЗ). Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
Миграционный учет осуществляется в том числе в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, следовательно, при осуществлении миграционного учета сведения об иностранном гражданине или о лице без гражданства должны быть представлены в миграционную службу своевременно и достоверно.
За представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений предусмотрена административная ответственность по правилам ст. 19.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 19.27 КоАП РФ представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 35 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 350 000 до 800 000 руб.
Таким образом, с учетом указанного Постановления принимающая сторона не обязана регистрировать иностранных граждан по месту нахождения общежития. Миграционный учет работников по юридическому адресу организации-работодателя, которая является принимающей стороной, правомерен.
О. С.Косыгина
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
17.10.2012