Факт безвестного исчезновения несовершеннолетнего как повод для возбуждения уголовного дела
(Шилин А. В.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2006, N 4) Текст документаФАКТ БЕЗВЕСТНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КАК ПОВОД ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
А. В. ШИЛИН
Шилин А. В., следователь прокуратуры Октябрьского района г. Липецка, юрист 2-го класса, аспирант заочного отделения НИИ при Генеральной прокуратуре РФ.
Согласно УПК РФ и теории уголовно-процессуального права уголовное судопроизводство включает в себя несколько стадий, "каждая из которых характеризуется своими конкретными задачами, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства", порядком производства, сроками <1>. -------------------------------- <1> См.: Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Науч.-метод. пособие / Под ред. А. П. Короткова и М. Е. Токаревой. М., 2002. С. 6.
Возбуждение уголовного дела является начальной и важной стадией уголовного процесса. На данной стадии государственные органы и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие материально-правовых и процессуальных предпосылок для расследования уголовного дела и принятия соответствующего процессуального решения <2>. -------------------------------- <2> См.: Астафьев В. С., Сергеев Л. А. Рассмотрение сообщений о преступлениях. М., 1972. С. 24; Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. 2-е изд. / Под ред. П. А. Лупинской. М., 1997. С. 207.
Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению, содержащему информацию о преступлении, органами и лицами, уполномоченными производить расследование, было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. С момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела начинает течь установленный законом срок предварительного расследования и выполняются уголовно-процессуальные действия, направленные на расследование преступления. Обеспечение четкой регламентации действий правоохранительных органов на этой стадии во многом предопределяет дальнейший ход уголовного процесса. От того, насколько своевременно, законно и обоснованно принято решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, во многом зависит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, вынесение в отношении их законного и справедливого приговора суда, возмещение потерпевшим причиненного преступлением материального и морального ущерба, а вместе с тем - предотвращение случаев незаконного и необоснованного приведения в действие сложного механизма уголовно-процессуального производства по уголовному делу, необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан. Все поступающие в следственные органы сообщения о безвестном исчезновении несовершеннолетних могут быть подразделены по двум признакам: по их источнику и основному содержанию. Чаще всего источником служат заявления членов семьи и родственников исчезнувшего, как проживавших совместно с ним, так и живущих отдельно. В случае если родители лишены родительских прав или ребенок - сирота, такие заявления поступают от представителей детских воспитательных и учебных учреждений. Встречаются иногда заявления и посторонних исчезнувшему лиц (обычно - соседей), в частности, это бывает в случаях убийства новорожденного, когда соседи замечают исчезновение ребенка у только что родившей женщины и сообщают о своих подозрениях следственным органам. В отдельных случаях дела о безвестном исчезновении несовершеннолетних возбуждаются и по собственной инициативе органов прокуратуры и милиции (в результате проверки оперативных данных). По своему содержанию такие заявления делятся на три группы: - к первой группе относятся заявления, в которых сообщается о безвестном исчезновении потерпевшего без указаний на возможные причины этого; - ко второй - где в общей форме высказываются подозрения о совершении в отношении исчезнувшего преступления; - к третьей - где прямо указывается лицо, подозреваемое в убийстве или похищении исчезнувшего. Больше всего подается заявлений, не содержащих в себе каких-либо подозрений. Эти заявления обычно поступают от членов семьи потерпевших. Характерно, как справедливо указывал Г. Н. Мудьюгин, что если преступники являются членами семьи потерпевшего, то они почти никогда не указывают конкретной причины исчезновения, в частности, не высказывают подозрений об убийстве исчезнувшего и тем более не называют возможных виновников преступления <3>. Такие заявления могут преследовать цель отвести от себя подозрение, и во избежание изобличения во лжи преступники стремятся ограничиться самыми общими сведениями, не поддающимися проверке. -------------------------------- <3> Мудьюгин Г. Н. Расследование убийств по делам, возбуждаемым в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1967. С. 19.
Вместе с тем, как показал анализ изученных материалов проверок в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ по заявлениям о безвестном исчезновении несовершеннолетних, детальная информация об обстоятельствах исчезновения содержится в объяснениях заявителя или в последующих жалобах на постановления об отказе в возбуждения уголовного дела. В первоначальных же заявлениях содержится минимум информации. Как правило, это объясняется тем, что граждане первоначально устно детально сообщают дежурной части милиции об исчезновении несовершеннолетнего и лишь потом, зачастую под диктовку сотрудника милиции, пишут само заявление. Типичным примером такого плана может служить заявление гр-ки А. о безвестном отсутствии ее дочери, в котором сообщается: "...прошу Вас принять меры к розыску моей несовершеннолетней дочери А., которая 11.02.2004 ушла из дома в 17 часов и не вернулась" <4>. -------------------------------- <4> Архив прокуратуры Октябрьского района г. Липецка. Материал проверки N 108 пр 04.
Более подробная информация об исчезновении несовершеннолетнего содержится в составляемом сотрудником органа внутренних дел формализованном бланке протокола заявления и объяснениях. В случае наличия в заявлении об исчезновении несовершеннолетнего прямых сведений об убийстве либо похищении, подкрепленных конкретными фактами, такое заявление не только служит поводом к возбуждению уголовного дела, но и содержит в себе необходимые для этого основания. Следователь органов внутренних дел или прокуратуры, получивший такое заявление, обязан решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Сложнее обстоит дело, когда в заявлении лишь в общей форме высказываются предположения о совершении убийства или похищения в отношении пропавшего без вести несовершеннолетнего либо вообще не указывается никакой причины его исчезновения. В этом случае в распоряжении следственного органа не оказывается данных, чтобы с достаточной степенью вероятности заключить, что исчезновение несовершеннолетнего вызвано совершением в отношении его преступления. Особенно осложняется вопрос о возбуждении уголовного дела тем, что, как показывает практика, причиной исчезновения людей в большинстве случаев оказывается не насильственная смерть, а какое-либо иное событие некриминального характера (проведение времени со сверстниками; нахождение у знакомых, в компьютерных клубах; несчастный случай; в отношении маленьких детей иногда выясняется, что они заблудились, потерялись и т. п.). Согласно официальным статистическим данным за 2004 г. несовершеннолетних разыскивалось 22 076, из них только 34 стали жертвами преступлений. Понятно, что возбуждение уголовного дела в каждом случае отвлекало бы внимание следственных органов от выполнения ими своих прямых обязанностей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что безвестное отсутствие представляет явление, скорее, субъективной природы, отражающее недостаточность сведений о таком лице. Заявители, как правило, не располагают информацией о местонахождении несовершеннолетнего и не могут установить с ним контакта, что и является одним из оснований для обращения в органы внутренних дел с заявлением о розыске. Вместе с тем все это - субъективные, вероятностные оценки, выводы из которых могут в последующем не подтвердиться, однако требуют от органов внутренних дел реагирования, т. е. затрат труда и времени на организацию и проведение поисковых мероприятий. Видимо, во многом поэтому розыск каждого пропавшего без вести стал функцией государственных органов в сравнительно недалеком прошлом, хотя факты безвестного отсутствия фиксируются с достаточно давнего времени. Так, подобные случаи упоминаются еще в делах Сыскного приказа: "...все крестьяне той деревни собрались на сход и стали спрашивать крестьянскую женку, куда делся ее муж" <5>. Однако организованный розыск пропавших без вести и в царской России, и долгие годы после установления советской власти начинался тогда, когда имелись основания полагать, что пропавшее лицо стало жертвой преступления <6>. -------------------------------- <5> Цит. по кн.: Елинский В. И. Становление и развитие уголовного сыска в России (X - нач. XX в.). Монография. М., МЮИ. 1997. С. 14. <6> Нормы, регламентирующие розыск пропавших без вести - возможных жертв преступлений, содержатся в таких актах, как указание ЦУУР РСФСР от 15 октября 1919 г. "О классификации разыскиваемых лиц"; Циркуляр ЦАУ НКВД от 15 декабря 1924 г. N 571 "Об установлении регистрации неопознанных трупов граждан и пропавших без вести лиц, в отношении которых заявлено об их насильственной смерти"; Инструкция органам милиции от 15 декабря 1924 г. "О порядке использования дворников по наблюдению за порядком и чистотой, оказанию содействия милиции"; Приказ ЦАУ НКВД РСФСР от 1929 г. N 9 "Правила производства розыска лиц органами милиции" и др.
Только в конце 40-х - начале 50-х годов розыск был распространен на всех пропавших, поскольку возобладало мнение, что каждый из них может быть потенциальной жертвой скрытно совершенного преступления, следовательно, любой случай безвестного отсутствия требует проверки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. В настоящее время это требование закреплено совместным указанием от 20 ноября 1998 г. N 83/36 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести". В данном документе определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления, среди которых безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица. Особо отмечено, что отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из перечисленных в указании признаков являются основанием для возбуждения уголовного дела. Практическая необходимость законодательного закрепления оснований, при которых должен быть решен вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела, объясняется тем, что следователь не имеет возможности лично убедиться в наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. Принять правильное решение на основании одного такого сообщения, как правило, невозможно. В большинстве случаев возникает необходимость убедиться в том, что сообщенные факты соответствуют действительности и из них вытекает вероятность наличия преступления. С этой целью и производится предварительная проверка, предусмотренная ст. 144 - 145 УПК РФ. Спецификой проверки сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних является то, что событие преступления доказывается опосредованно, косвенными доказательственными фактами. Если в результате анализа таких фактов будет установлена достаточная вероятность того, что исчезнувший стал жертвой преступления, возбуждается уголовное дело, если же такой вывод сделать невозможно, в возбуждении уголовного дела отказывается. В содержании указанных совместных указаний Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ не говорится, по какой именно статье должно быть возбуждено уголовное дело. На наш взгляд, исходя из названия и смысла указания - по ст. 105 УК РФ. Согласно ст. 144 - 145 УПК возбуждение уголовного дела находится в прямой зависимости от установленных оснований к этому. Соответственно если в ходе проверки будут обнаружены такие данные, как, например, предшествующая исчезновению драка, ссора, наличие пятен крови в жилище, на одежде исчезнувшего, то имеются основания для возбуждения уголовного дела по ст. 105 УК РФ. Так, например, прокуратурой Октябрьского района г. Липецка было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ по факту безвестного исчезновения 25 июля 2003 г. гр-ки Н. Одним из оснований к возбуждению уголовного дела по данной статье послужило обнаружение в ходе осмотра места происшествия на обоях квартиры, где проживала пострадавшая, пятен вещества бурого цвета, похожих на кровь <7>. -------------------------------- <7> Архив прокуратуры Октябрьского района г. Липецка, уг. дело N 390320534.
В то же время безвестное исчезновение может быть вызвано совершением в отношении несовершеннолетнего и похищения. Например, с целью последующего требования выкупа, совершения половых преступлений, с целью торговли людьми и др. В связи с чем уголовные дела, связанные с безвестным исчезновением несовершеннолетних, нередко возбуждаются и по ст. 126 УК РФ. Представляется, что к решению вопроса о том, по какой статье должно быть возбуждено уголовное дело, необходимо подходить дифференцированно, в зависимости от конкретного случая и установленных обстоятельств исчезновения. Если в ходе проверки будут получены убедительные данные о том, что несовершеннолетний именно похищен, то уголовное дело должно быть возбуждено по ст. 126 УК РФ "Похищение человека". Это будет полностью соответствовать требованию УПК РФ. Обычно такие случаи имеют место, когда получены сведения о нахождении похищенного в живых. Вместе с тем практических примеров этому очень мало, поскольку данные обстоятельства становятся известными, как правило, уже в ходе расследования. На наш взгляд, возбуждение уголовных дел в связи с безвестным исчезновением потерпевшего по ст. 105 УК РФ "Убийство" является логически закономерным и правильным, поскольку мотивы, способ совершения и другие обстоятельства исчезновения человека не известны. Достоверными сведениями о похищении и нахождении пострадавшего в живых следователь на момент проверки, как правило, не располагает. В связи с этим при отсутствии признаков похищения несовершеннолетнего следует исходить из презумпции его насильственной смерти. Содержание проверки сообщения о безвестном исчезновении несовершеннолетних можно условно разделить на три стадии: а) выяснение обстоятельств исчезновения; б) выдвижение исходя из этих обстоятельств версий о причине исчезновения и в) проверка этих версий. При выяснении обстоятельств исчезновения, планов и намерений исчезнувшего важное значение имеет получение данных о личности и приметах исчезнувшего, о документах, вещах и одежде, пропавших вместе с ним или оставшихся дома. Названные сведения обычно собираются с помощью таких проверочных мероприятий, как: а) получение объяснений от заявителя, а также членов семьи, соседей, друзей, хорошо знавших исчезнувшего; б) направление запросов в различные организации и учреждения, к которым исчезнувший мог иметь отношение; в) ознакомление с документами, относящимися к исчезнувшему. Только в результате кропотливой работы накапливается достаточный запас сведений, позволяющих выдвинуть обоснованные предположения о причинах исчезновения несовершеннолетнего. Версии о причине исчезновения могут быть классифицированы на: - розыскные, исходящие из предположения о том, что исчезнувший жив; - основанные на предположении о его смерти. Наиболее распространенными среди розыскных являются версии о добровольном отъезде (или уходе) исчезнувшего. Например, исчезнувший уехал: а) к родным или знакомым; б) на учебу; в) скрылся от близких и др. Наряду с этими версиями должны проверяться версии о причинах исчезновения, не зависящих от желания исчезнувшего. Так, например, исчезнувший заболел и помещен в больницу; заблудился или потерялся и др. Чем шире будет круг выдвинутых розыскных версий, тем в большей степени при их опровержении будет обоснован вывод о вероятной смерти исчезнувшего. Вместе с розыскными версиями должны одновременно проверяться и версии о смерти исчезнувшего, как о ненасильственной, так и о насильственной, а также о возможном похищении. Эти версии подлежат выдвижению и проверке в обязательном порядке. Здесь необходимо учитывать, что преступник тщательно скрывает все факты, которые могли бы указать на истинную причину исчезновения потерпевшего. Для решения всех этих вопросов следователь прибегает к получению объяснений, запросам и другим мероприятиям, которые и составляют непосредственное содержание проверки. Однако названные мероприятия зачастую не могут дать положительного результата вследствие их малой эффективности. В частности, это объясняется небольшим количеством населенных пунктов, где предпринимаются розыскные действия, а также тем, что проверка производится лишь по немногим адресам и в отношении узкого круга лиц (близких исчезнувшего, его знакомых, друзей и т. д.). Исчезнувший может быть разыскан в том случае, если он выехал в таком направлении и к таким лицам, о которых у проверяющего могли оказаться сведения. Поэтому с целью повышения результативности поисков по розыску без вести пропавших несовершеннолетних лиц целесообразно широко практиковать помещение в средствах массовой информации объявлений о случаях безвестного исчезновения людей, которые могут содействовать розыску исчезнувшего. Такие объявления целесообразно применять еще на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела для более эффективного поиска пропавших без вести несовершеннолетних.
Название документа