Юридическая природа доверенности на управление транспортным средством
(Невзгодина Е. Л.) ("Транспортное право", 2006, N 4) Текст документаЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОВЕРЕННОСТИ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
Е. Л. НЕВЗГОДИНА
Невзгодина Е. Л., заведующая кафедрой гражданского права Омского госуниверситета, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор.
Человеческое общество веками живет в мире созданных им фикций. "При этом фикции (от лат. fingere - притворяться, придумывать) настолько уживаются в нашем сознании, что мы перестаем различать виртуальную и настоящую реальность" <1>. Многие из таких фикций признаются государством, которое само в определенном аспекте виртуально <2>, и "освящены" законодательством. Так, урегулированы законом такие фикции, как безналичные расчеты, юридические лица. В принципе фикцией является и представительство, при котором действует одно лицо, а подразумевается, что действует другое. Уже более ста лет назад ученые отмечали, что при посредстве института представительства "юридическая личность человека переходит за пределы, очерченные его физической природой" <3>, что "возможность представительства есть, очевидно, искусственный юридический институт, могущий, пожалуй, несколько помогать прочности и правильности юридических отношений. Неудивительно поэтому, что подобно модели юридического лица для признания его субъектом права пришлось прибегнуть к наиболее распространенной теории, объясняющей смысл соответствующей правовой конструкции, - юридической фикции" <4>. Феномен фикции практически признает за представительством и М. И. Брагинский, отмечая, что в момент, когда совершается сделка поверенным (представителем) с третьим лицом, фигуры доверителя (представляемого) и поверенного совпадают. "Подразумевается, что доверитель - это одновременно и представляемый, а поверенный - одновременно и представитель" <5>. -------------------------------- <1> Юрьев Р. Притворные сделки // Хозяйство и право. 2004. N 8. С. 4. <2> См.: Там же. <3> Нерсесов Н. Понятие добровольного представительства в гражданском праве. М., 1876. С. 1. <4> Пухта Г. Ф. Курс римского гражданского права. Т. 1. М., 1874. С. 143. <5> Брагинский М. Договор поручения // Хозяйство и право. 2001. N 4 (приложение) С. 12.
Существование многих фикций и признание их законодательством вполне оправданно. В то же время в современной юридической практике время от времени появляются и существуют иногда десятилетиями "одобренные" или, по крайней мере, допускаемые законодателем феномены, наименования которых не имеют ничего общего с их сущностью. Общеизвестно, что ряд терминов в гражданском законодательстве и практике его применения (в том числе: представительство, полномочие, предприятие, товарищество, обязательство и др.) имеют несколько значений, что отнюдь не способствует необходимой четкости правового регулирования. То же касается термина "доверенность". Речь идет о доверенности, выдаваемой на управление транспортным средством, т. е. на владение и пользование им, и легализованной в п. 1 ст. 1079 ГК РФ. Очевидно, что в данном случае выдача доверенности имеет очень мало общего с доверенностью в значении, предусмотренном в п. 1 ст. 182 ГК РФ, т. е. в значении письменного уполномочия на совершение сделок. Владение же и управление автомобилем с очевидностью не является сделкой, а потому не может быть и доверенности на такие действия. Между тем легитимность доверенности на управление автомобилем у многих авторов не вызывает сомнений <6>, причем иногда доверенность почему-то ассоциируется с доверительным управлением. Для примера можно привести такое рассуждение: "Если вы водите чужую машину по доверенности, то это доверительное управление. Если вы можете и продать ее по доверенности, то это почти траст. Если доверенность делает вас собственником машины, это уже траст" <7>. По поводу этой цитаты нельзя добавить ничего более того, что уже сказано: "Специалисты имеют возможность оценить каждое из этих трех "если", размноженных в 30 тысячах экземплярах" <8>. -------------------------------- <6> См.: Барсегян А. Г. Необходимо ли нотариально заверять доверенность на право управления автомобилем // Законодательство. 1997. N 5. С. 86 - 88; Сучкова Н. Как оформлять доверенности на пользование и распоряжение автотранспортом? // Российская юстиция. 1997. N 10. <7> Алехин Б. Траст на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 1998. N 8. С. 55. <8> Белов В. А. Автомобиль как объект права собственности гражданина // СПС "КонсультантПлюс".
Выдача доверенности на практике является весьма распространенным способом оформления договора купли-продажи транспортного средства. Заплатив стоимость автомобиля и получив от "продавца" доверенность на управление ею в течение трех лет с обещанием продлять ее до бесконечности, "покупатель" полагает, что стал полноправным собственником транспортного средства. Иногда доверенность выдается без указания срока ее действия, и не искушенный в юриспруденции "покупатель" пребывает в счастливой уверенности, что доверенность выдана ему навечно, а не на один год, как явствует из императивной нормы п. 1 ст. 186 ГК РФ. Кроме того что выдача доверенности и договор купли-продажи - две совершенно разные и по юридической природе, и по направленности правовые конструкции, оформление доверенностью договора купли-продажи недопустимо уже потому, что выдача доверенности всегда предполагает фидуциарные (доверительные) отношения, договор же купли-продажи ничего общего с фидуцией не имеет, и доверенность продавцом автомобиля выдается первому попавшемуся покупателю, причем за деньги. Следует отметить, что судебная практика по многочисленным спорам, возникающим из отношений, оформленных такой доверенностью, не испытывает серьезных затруднений и отличается единством. Так, Н. "купил по доверенности" автомобиль у А. В дальнейшем А. был в качестве должника привлечен к гражданской ответственности, в связи с чем автомобиль как принадлежащий ему на праве собственности был по решению суда в порядке исполнения судебного решения продан в целях возврата долга кредитору. Н. пытался доказать свое право собственности на автомашину с целью исключения ее из описи, однако суд в полном соответствии с законом исходил из того, что доказательств права собственности на автомобиль Н. не представил и собственником по документам является А. Доверенность же не является ни формой сделки купли-продажи, ни письменным доказательством ее совершения <9>. -------------------------------- <9> Левинова Т., Ефимов Р. Угон автомобиля как "соцветие" правовых проблем // Российская юстиция. 1999. N 8. С. 21.
В другом случае, "продав" автомашину по доверенности, "продавец" после окончания срока действия доверенности отказался выдать новую доверенность и потребовал машину обратно, предъявив соответствующий иск в суде. "Покупатель" пытался доказать в суде, что выдача доверенности была притворной сделкой, прикрывающей совершенную в действительности сделку купли-продажи автомашины, однако истец отрицал это обстоятельство, а у ответчика не имелось никаких письменных доказательств заключения сделки купли-продажи, уплаты покупной цены. Суд вернул машину ее собственнику - "продавцу". В аналогичной ситуации оказался М., купивший машину по доверенности у своего близкого друга, которому доверял "как себе". Однако через год после сделки друг трагически погиб, его наследники оформили право на наследство, в том числе и на машину, и потребовали ее возврата. Суд пришел к выводу, что доверенность прекратила свое действие досрочно в силу подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ, никаких доказательств совершения сделки купли-продажи и соответственно возникновения права собственности на машину "покупатель" не представил. Машина была безвозмездно изъята у ответчика и передана наследникам как собственникам. По другому судебному спору суд отказал в просьбе включить в наследственную массу автомашину с переходом к истцу-наследнику права собственности на нее по наследству, поскольку автомашина находилась у наследодателя опять же по доверенности, а доказательств того, что на самом деле она была куплена "поверенным", истец не смог представить <10>. -------------------------------- <10> См.: Галиева Р. Ф. Правовое обеспечение сделок с транспортными средствами // Нотариус. 2000. N 4.
Нельзя исключить и того, что выдавший доверенность на управление транспортным средством гражданин (а фактически продавший машину) может быть впоследствии признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, и доверенность тоже потеряет силу, а "поверенный" - право владения и пользования ею. Но даже в тех случаях, когда выдачей доверенности на управление транспортным средством прикрывается не его продажа, а лишь передача во временное владение и пользование, выдача доверенности используется не по назначению (т. е. вовсе не для совершения сделок от имени доверителя) и тоже является притворной сделкой, прикрывающей договор аренды транспортного средства (или договор безвозмездного пользования имуществом). Нельзя согласиться с достаточно распространенным в литературе мнением о том, что, "как правовой документ, доверенность на право управления автомобилем дает полномочие представителю на совершение сделок и других юридических действий от имени и за счет представляемого" <11>. -------------------------------- <11> Там же.
Выдача доверенности - это односторонняя сделка доверителя (представляемого), и цель ее - наделение полномочием на совершение сделок (или иных юридических действий), а не имущественным правом на фактическое владение и пользование имуществом. Наделение таким правом должно оформляться договором. Соответственно, юридическая конструкция доверенности здесь неприменима. Столь же неприемлема, вопреки имеющемуся в литературе мнению, доверенность на перегон транспорта <12>. В данном случае юридической природе складывающихся отношений соответствовал бы договор подряда, но не односторонняя сделка по наделению полномочием на совершение другой сделки. -------------------------------- <12> Там же.
Следует согласиться с тем, что "доверенность на право управления - не более как документ, легитимирующий указанное в нем лицо в качестве управомоченного заместителя собственника в части... фактического владения и пользования автомобилем. Доверенность на право управления говорит гаишникам: все нормально, не волнуйтесь, Иванов мою машину не угонял, я сам позволил ему на ней ездить. Своего рода "охранная грамота" получается" <13>. -------------------------------- <13> Белов В. А. Указ. соч.
В литературе для разрешения этой коллизии предлагалось ввести специальную "доверенность на право управления", которая с доверенностью в смысле гражданского законодательства не будет иметь ничего общего. Это предложение не кажется удачным, поскольку способствует смешению двух одноименных понятий с разным правовым содержанием. В то же время, как представляется, нет никаких препятствий к внесению изменений в установленную форму регистрационных документов, с тем чтобы владелец автомашины непосредственно в них мог перечислить тех своих близких родственников, которым он разрешает пользоваться автомашиной. При передаче транспортного средства во владение и пользование всем иным лицам, безусловно, должен заключаться либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования имуществом, который и должен являться легитимирующим документом, подтверждающим право владения и пользования арендатором (нанимателем) транспортным средством. Причем с тем, чтобы преодолеть сложившуюся практику, в соответствии с которой (и в полном соответствии с законом <14>) доверенности на право управления автотранспортным средством составляются на любом клочке бумаги и не требуют никакого удостоверения, целесообразно было бы ввести специальную регистрацию этого договора в органах ГИБДД. Это способствовало бы и цели пресечения незаконной практики "продажи" автотранспорта по доверенности. -------------------------------- <14> Приказ Минюста РФ и МВД РФ от 8 февраля 1995 г. N 19-01-31-95/65 "О введении бланка нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения транспортными средствами" был впоследствии отменен как противоречащий ст. 185 ГК РФ.
Следует полностью согласиться с тем, что "пресловутая доверенность на управление транспортным средством, оформляющая неизвестно какие отношения, была признана законодателем и включена в ст. 1079 ГК РФ наряду с иными сделками, в силу которых может быть передано владение вещью. Тем самым законодатель уклонился от решения проблемы, а правоприменители получили суррогат в виде то ли договора безвозмездного пользования, то ли поручения, то ли односторонней сделки - доверенности" <15>. -------------------------------- <15> Юрьев Р. Притворные сделки // Хозяйство и право. 2004. N 8 (приложение) С. 23.
Почему граждане предпочитают нормальному заключению договора купли-продажи автомобиля "прикрытие" его выдачей-получением доверенности? А потому, что заключение договора купли-продажи потребует дополнительных затрат и денег, и времени: уплата налогов, сборов за выдачу новых знаков, прохождение регистрации, иногда - и новых документов на автомобиль. А если автомобиль является общей совместной собственностью супругов, потребуется и письменное согласие другого супруга на продажу. Соответственно, чтобы избежать выдачи "липовых" доверенностей, следует прежде всего по возможности упростить процедуры, связанные со сменой собственника автотранспортного средства. Кроме того, во избежание введения в заблуждение граждан, не отягощенных юридическими знаниями, следовало бы поменять название самого документа на управление транспортным средством, который фактически олицетворяет собой не отношения представительства, а договор аренды или безвозмездного пользования транспортным средством (заменить доверенность здесь мог бы сам договор, как письменный документ, либо подписанное арендодателем разрешение). Доверенность же в ее общепринятом значении должна использоваться лишь для уполномочия любого лица на совершение сделок (в том числе арендатора - на продажу, дарение, мену автотранспортного средства).
Название документа