О принятии к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком после перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, но оплаченным в период применения данного специального налогового режима; о порядке восстановления НДС при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг); о порядке перехода с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, а также возвращения обратно с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2012 г. N 03-07-11/430
В связи с обращением Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам применения налога на добавленную стоимость и единого сельскохозяйственного налога сообщает.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. При этом п. 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком после перехода на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), но оплаченным в период применения данного специального налогового режима, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Что касается восстановления налога на добавленную стоимость при получении субсидий из федерального бюджета, то согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), принятые к вычету налогоплательщиком, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. При этом данный порядок восстановления налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не применяется.
Поскольку на основании пп. 3 и 15 п. 3 ст. 149 Кодекса услуги по предоставлению кредитов, оказываемые банками, а также услуги по предоставлению займов в денежной форме освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то оснований для восстановления налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиком из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой процентов по полученным кредитам или займам, не имеется.
В отношении единого сельскохозяйственного налога сообщаем, что в соответствии с п. 6 ст. 346.3 гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
Согласно п. 7 ст. 346.3 Кодекса налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на единый сельскохозяйственный налог не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в данном случае осуществляется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.3 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 346.3 Кодекса сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, соответствующее заявление.
С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий внесение изменений в том числе в гл. 26.1 Кодекса в части порядка перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 346.3 Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, будут уведомлять об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога. Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие налоговый орган о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в вышеуказанные сроки, не признаются налогоплательщиками данного налога.
При этом Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ не предусмотрено внесение изменений в вышеуказанные п. п. 6 и 7 ст. 346.3 гл. 26.1 Кодекса, регулирующие порядок обязательного или добровольного перехода с единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения и возвращения обратно с общего режима налогообложения на единый сельскохозяйственный налог.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
16.10.2012