Организация заключает договоры с региональными торгово-промышленными палатами на оказание услуг по организации и проведению семинаров. Участниками семинаров являются представители организаций, которым направлены адресные приглашения
Организация производит следующие виды расходов:
- аренда помещения (выставочной площадки);
- аренда оборудования (экран, компьютерная техника) и инвентаря, необходимого для проведения презентаций;
- составление списка участников семинара;
- рассылка приглашений участникам семинара в соответствии с определенным списком;
- фуршет для участников семинара;
- оказание услуг связи;
- уборка помещения.
Указанные услуги оказываются региональной торгово-промышленной палатой.
В ходе проведения семинаров организация раздает участникам продукцию (ручки, блокноты) с нанесенным на нее логотипом организации.
Организация также осуществляет расходы на выплаты суточных и оплату проживания своим работникам в местах проведения семинаров.
К какому виду расходов в целях исчисления налога на прибыль организация вправе отнести указанные расходы:
- к представительским расходам, связанным с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- к расходам на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- к другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2012 г. N 03-03-06/1/551
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов на организацию и проведение семинаров для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 264 Кодекса установлен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций. Перечень данных расходов является открытым и включает в себя представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 Кодекса), расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса), а также другие виды расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса).
Следовательно, для того или иного вида расходов установлена специальная норма, в соответствии с которой он может быть учтен для целей налогообложения.
Таким образом, расходы, возникающие при организации семинаров, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций исходя из применяемых к ним положений гл. 25 Кодекса. При этом учет таких расходов зависит от соответствия их критериям, установленным ст. 252 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
16.10.2012