Основания заключения договора перевозки грузов в автомобильном транспорте
(Елдашов Г. А.) ("Транспортное право", 2006, N 4) Текст документаОСНОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Г. А. ЕЛДАШОВ
Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок, т. е. оснований. Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки. Статья 791 ГК РФ определяет основания возникновения обязательств (применительно ко всем видам транспорта) по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Таким основанием при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении - суточная заявка, недельный календарный план. Следует сказать, что в советском, а в последующем в российском гражданском праве применительно к автомобильным перевозкам организационные договоры рассматривались как средство для достижения целей последующей перевозки конкретного груза <1>. По справедливому замечанию некоторых российских ученых, договоры об организации перевозок приобрели новое значение в связи с отказом от централизованного планирования перевозок. Например, В. В. Витрянский пишет: "В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок". О значении указанного договора на автомобильном транспорте А. Г. Быков, Д. И. Половинчик, Г. П. Савичев замечают: "В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке". Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Сфера применения данного договора ограничена отношениями, складывающимся между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер, - этот договор не является договором перевозки конкретного груза <2>. В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора. В. В. Витрянский, А. Н. Гусев рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки <3>. Такой же позиции придерживается Г. П. Савичев и В. А. Тархов <4>. М. А. Тарасов, А. И. Хаснутдинов считают указанные договоры предварительными или предшествующими договорами <5>. М. Е. Ходунов, Е. Д. Шешенин относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках <6>. Непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок как у автотранспортного предприятия, так и у его клиентуры возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются. В работе Д. И. Половинчика, Г. П. Савичева отмечено: "Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов... разовые договоры (заказы)... и договоры перевозки конкретного груза... Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Общее у них то, что они являются транспортными договорами, т. е. регистрируют отношения в сфере транспортной деятельности. -------------------------------- <1> Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. лит., 1978. С. 52. <2> Леонова Г. Б. Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор // Закон. 2000. N 2. С. 18; Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой и В. Б. Ляндреса. М.: Юридическая фирма "Контракт", 1998. С. 25 - 26 (авторы комментария к ст. 17 ТУЖД В. А. Егиазаров и А. А. Годовиков). <3> См.: Гусев А. Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2. М.: Инфра-М, 2003. IV. С. 224. <4> См.: Савичев Г. П. Указ. соч. С. 256; Тархов В. А. Советское гражданское право. Ч. 2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. С. 99. <5> См.: Хаснутдинов А. И. Годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом // Правоведение. 1976. N 1. С. 45 - 49. <6> См.: Шешенин Е. Д. Некоторые вопросы правовой природы договоров перевозки // Теоретические проблемы гражданского права. Вып. 13. Свердловск, 1970. С. 110.
Однако каждый из этих видов договоров опосредствует свою, присущую только ему, сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза. Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя. Годовой договор на перевозку грузов обеспечивает выполнение этой работы. В нем также согласовываются условия, касающиеся организации взаимоотношений сторон в целях предстоящей транспортировки грузов. Поэтому они именуются "организационными". В отличие от них договор перевозки конкретного груза носит имущественный характер, так как он связан с перемещением конкретных материальных объектов (имущества). И организационные договоры, и договоры перевозки конкретного груза тесно взаимосвязаны. Организационные договоры заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Заключение одного, например, годового договора или выдача заказа без последующей перевозки конкретного груза - бессмысленны. В свою очередь, заключение договора перевозки конкретного груза предполагает, что этому факту предшествовало заключение организационного договора. В противном случае договор перевозки конкретного груза не мог бы быть заключен" <7>. -------------------------------- <7> Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. лит., 1978. С. 51 - 52.
Статья 36 Устава автомобильного транспорта (далее - УАТ) определяет годовой договор на перевозку как договор, в силу которого автотранспортное предприятие или организация обязуются в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Этим подчеркивается специфическая особенность годового договора в отличие от договора перевозки конкретного груза, а именно содержание договора составляет права и обязанности сторон, касающиеся организации предстоящей перевозки грузов. Ввиду этого годовой договор носит длящийся характер <8>. -------------------------------- <8> Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. лит., 1978. С. 51 - 52.
Сторонами годового договора являются автотранспортные и промышленные предприятия, строительные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятия и организации, указанные в плане перевозок по клиентуре. Годовые договоры подразделяются на два вида: двусторонние и трехсторонние. В двустороннем договоре одной из сторон всегда является автотранспортное предприятие или организация, принимающая на себя обязательство перевозки, другой - грузоотправитель, для которого установлен план перевозок. Грузополучатель в этом случае не участвует в заключении договора и не является, следовательно, его стороной. В отличие от других видов транспорта, при автомобильных перевозках в заключении годового договора в качестве стороны часто выступает не грузоотправитель, а грузополучатель. Согласно УАТ в тех случаях, когда годовые договоры заключаются с предприятиями и организациями, не являющимися грузоотправителями или грузополучателями, эти организации все равно пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные Уставом для грузоотправителей и грузополучателей. В случаях, предусмотренных особыми условиями перевозок автомобильным транспортом грузов предприятий, организаций и учреждений отдельных отраслей народного хозяйства, могут заключаться трехсторонние договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Содержание годового договора в значительной мере предопределено в нормативном порядке. Основным нормативным актом, определяющим содержание годового договора, заключаемого между автотранспортным предприятием и грузоотправителем, является Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом. В нем устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. Требования к содержанию договоров конкретизируются в Правилах и в Типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. В частности, Правила указывают на необходимость установления в договоре грузооборота; определяют, что понимается под условиями перевозок: режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установленное время и т. д.; устанавливают иные условия о среднесуточном объеме перевозок, фронте одновременной погрузки и выгрузки грузов и др. При перевозке грузов в контейнерах в годовом договоре должны дополнительно обусловливаться объемы перевозок грузов по каждому типу контейнеров (в том числе раздельно по завозу и вывозу), график завоза порожних и вывоза груженых контейнеров, порядок погрузки и разгрузки контейнеров (со снятием с автомобиля или без снятия их). Организация у грузоотправителя обменного пункта контейнеров, порядок его работы, определение количества оборотных контейнеров, порядок оформления документов, сроки оборота контейнеров. В годовой договор при перевозках грузов пакетами дополнительно включаются также их объем, типы и параметры поддонов (пакетов), порядок и способы погрузки и разгрузки пакетов, порядок и сроки возврата и обмена поддонов и другие условия. При заключении годовых договоров подробно определяются виды связанных с перевозкой операций и услуг (транспортно-экспедиционных операций и услуг), принимаемых к выполнению автотранспортным предприятием по поручению грузоотправителя (грузополучателя), порядок и сроки их выполнения <9>. -------------------------------- <9> Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Указ. соч. С. 53 - 54.
Некоторые российские ученые-оппоненты отстаивают концепцию, согласно которой эти договоры являются предварительными договорами <10>. Другие российские ученые относят указанные договоры к категории "организационных предпосылок" <11>. Д. А. Медведев, В. Т. Смирнов пишут: "По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств, предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон" <12>. Однако с моделью предварительного договора указанного договора не соглашается В. В. Витрянский, который указывает: "...модель предварительного договора не пригодна для объяснения правовой природы договора, об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. То обстоятельство, что договор организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором". С моей точки зрения, годовой договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает специфике предварительного договора, так как обладает всеми необходимыми для этого признаками, т. е.: 1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 2) порождает лишь обязательство заключить годовой договор в будущем; 3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде <13>. Эту особенность предварительного договора отмечал русский ученый В. И. Синайский <14>. -------------------------------- <10> См.: Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1994. С. 173; 3алесский В. В. Транспортные договоры: Учеб.-метод. пособие. М., 2001. С. 20; Савичев Г. П. Транспортное и экспедиционное обязательства (глава 44) // Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. II. Полутом 2. М., 2000. С. 35 - 36. <11> См.: Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1997. С. 377 (авторы главы - Д. А. Медведев, В. Т. Смирнов); см. также: Быкова Т. А., Серветник А. А., Рузанова В. Д., Хмелева Т. И. Учебное пособие по курсу "Гражданское право". Часть вторая. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2001. С. 106. <12> См.: Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1997. С. 378 (авторы главы Д. А. Медведев, В. Т. Смирнов). <13> См.: Новицкий И. Б. Обязательство заключить договор. М.: Юриздат, 1947. С. 20 - 21. <14> См.: Синайский В. И. Русское гражданское право. М.: Статут (Классика российской цивилистики), 2002. С. 315.
Вместе с тем, думается, при наличии договора об организации перевозок грузов действия сторон по подаче и согласованию соответствующих заявок (заказов) представляют собой не самостоятельное основание возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, а, по существу, исполнение договора об организации перевозок грузов. Ведь в самом договоре об организации перевозок грузов могут быть установлены порядок и сроки подачи заявок (заказов), а также ответственность и иные последствия нарушения соответствующих условий договора. При наличии договора об организации перевозок грузов с такими условиями действия сторон по подаче и принятию заявок (заказов) на перевозку конкретных партий грузов в рамках согласованных объемов перевозки действительно составляют один из элементов предмета этого договора. Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом, как уже подчеркивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств. Однако можно согласиться с концепцией В. В. Витрянского о роли договора об организации перевозок, поскольку, как отмечалось выше, на автомобильном транспорте без представления грузоотправителем заявки не может состояться перевозка груза. Завершая правовую характеристику указанного договора, мы можем констатировать, что по своей правовой природе годовой договор на перевозку грузов является консенсуальным, письменным и заключается путем подписания сторонами одного документа, добровольным, безвозмездным, поэтому нам непонятно, почему В. В. Витрянский делает вывод о возмездном характере данного договора. Другим основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливаются в типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. Заявка лишь уточняет условия годового договора. Судебно-арбитражная практика придает принципиальное значение соблюдению грузоотправителем порядка и сроков подачи заявки на перевозку грузов <15>. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Указанные положения находят свою детализацию, применительно к автомобильным перевозкам, по поводу юридической природы данных правоотношений в доктрине советского и современного российского права существовали различные мнения. В частности, О. Н. Садиков указывал: "Отсутствие в ГК каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим направлениям и видам перевозок. Система штрафов за невыполнение оперативных плановых заданий по перевозкам... сохраняет в этих случаях свое значение". Взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, регулирующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в гл. 40 ГК. Прежде всего необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК (п. 1 ст. 791), следуют обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке. -------------------------------- <15> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" // Специальное приложение к N 1. Январь 2001 г. М.: ЮРИТ-Вестник. С. 119.
Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использование, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавлю к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке и их использованию всегда возникает из договора: договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя, во всяком случае, не из "организационных предпосылок" или "завязки грузоперевозочного процесса". Действующий ГК не применяет термин "план перевозки". По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия "план перевозок" как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа). Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т. е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза <16>. Представляется, что ст. 36 УАТ РСФСР необходимо изложить в следующей редакции: "Грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме". -------------------------------- <16> См.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "БЕК", 2000. С. 31 (автор главы 44 - Г. П. Савичев).
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Таким образом, договоры перевозки грузов автомобильным транспортом существенно отличаются от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. Особенности технической и коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта предопределяют существенные отличия договора автомобильной перевозки от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. На автомобильном транспорте в силу его технических и организационных особенностей необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок (т. е. заключить договор перевозки) и лишь после этого на основе данного договора возможно направить перевозочные средства к пункту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспортной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения. Предлагаю также дополнить УАТ следующей нормой: "Для осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества автомобилей, пунктов назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов автомобильным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней". Таким образом, смысл этого предложения состоит в отказе от обязательного заключения сторонами годового договора на перевозку, т. е. увязке этого положения со ст. 798 ГК, что будет способствовать дальнейшей унификации автотранспортного законодательства.
Название документа