О погашении записи в ЕГРЮЛ об обременении залогом доли или части доли в уставном капитале ООО на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя и удостоверении заявления, а также о заявителях при внесении изменений в ЕГРЮЛ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2012 г. N 03-01-10/4-155
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу о порядке удостоверения подписью уполномоченного лица заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, и с учетом позиции Федеральной налоговой службы, изложенной в Письме от 26.09.2012 N ПА-20-6/1036@, сообщает.
Согласно пп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении обществ с ограниченной ответственностью содержатся сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог.
Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что запись в Едином государственном реестре юридических лиц об обременении залогом доли или части доли в уставном капитале общества погашается на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.
Представляемое в регистрирующий орган заявление на основании п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя). Круг лиц, которые могут выступать заявителями при государственной регистрации юридических лиц, определен п. п. 1.3 и 1.4 ст. 9 указанного Федерального закона.
При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Федеральным законом (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Учитывая изложенное, положения пп. "б" - "г" п. 1.3 и п. 1.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, которыми определен круг заявителей при создании, ликвидации юридического лица, а также внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, в рассматриваемом случае (при представлении в регистрирующий орган заявления, на основании которого запись в Едином государственном реестре юридических лиц об обременении залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью погашается) заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (пп. "а" п. 1.3 ст. 9 указанного Федерального закона), а также иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления лица (пп. "д" п. 1.3 ст. 9 указанного Федерального закона).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.07.2006 N 315-О, положение "иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом" подразумевает прямое закрепление в федеральном законе полномочия на подписание и представление документов при государственной регистрации, а не возможность оформления такого полномочия в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Мнение Департамента, изложенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о государственной регистрации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А.СААКЯН
15.10.2012