Согласно положениям Налогового кодекса РФ представление истребованных налоговым органом в ходе налоговой проверки документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Вместе с тем налоговым органом в ходе налоговой проверки истребован у налогоплательщика довольно большой перечень документов. Вправе ли организация представить истребуемые документы в виде заверенной подшивки, не заверяя при этом непосредственно копию каждого документа в отдельности?
Ответ: Формально, исходя из положений ст. ст. 93 и 93.1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик должен не представлять документы в виде заверенной подшивки, а заверить копию каждого документа в отдельности. На этом настаивают Минфин России в Письмах от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374 и налоговые органы на местах. При этом арбитражная практика на этот счет складывается в отношении данного вопроса неоднозначно.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа. Эти понятия определены в п. п. 2.1.29, 2.1.30 и 2.2.1.39 Государственного стандарта РФ "ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, и в силу п. 1 ст. 11 НК РФ применяются для целей налогового законодательства.
С учетом изложенного Минфин России неоднократно указывал на то, что заверена должна быть каждая копия документа, истребуемого в порядке ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, а не их подшивка. Соответствующие разъяснения на этот счет приведены в Письмах от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374.
Непредставление документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. ст. 126 или 129.1 НК РФ.
Нередко требования контролирующих органов поддерживают и судьи. В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09, принимая решение в пользу налоговой инспекции, признал правомерным ее отказ в принятии заверенной подшивки документов как документов, не имеющих юридической силы.
Но есть и противоположная точка зрения на этот счет, она отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2012 N А75-10187/2011. По мнению судей, своевременное представление лицом копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ. При этом ФАС подчеркнул, что расширительное толкование правовых норм, содержащихся в ст. ст. 93, 93.1, 129.1 НК РФ, при решении вопросов, связанных с привлечением к налоговой ответственности, является недопустимым.
О. П.Гришина
Консалтинговая группа "Аюдар"
12.10.2012