О налогообложении НДФЛ сумм, полученных при выходе из общего фонда банковского управления

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2014 г. N 03-04-06/19936

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на доходы физических лиц сумм, полученных физическим лицом при выходе из общего фонда банковского управления, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что банк является доверительным управляющим общего фонда банковского управления (далее - ОФБУ), состоящего из имущества, передаваемого в доверительное управление юридическими и физическими лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления договоров доверительного управления средствами общих фондов банковского управления.

Если имущество ОФБУ состоит из ценных бумаг (акций, облигаций), к доходам от управления таким имуществом применяются соответствующие положения гл. 23 Кодекса в отношении доходов от доверительного управления.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 226.1 Кодекса при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок налоговым агентом признается, в частности, доверительный управляющий, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) операции с финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления.

Подпунктом 2 п. 2 указанной статьи предусмотрено, что доверительный управляющий признается налоговым агентом также в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Согласно п. 17 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном п. п. 6 - 15 данной статьи. При этом, если при осуществлении доверительного управления совершаются операции с ценными бумагами, обращающимися и (или) не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и (или) с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися и (или) не обращающимися на организованном рынке, а также если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке, и по каждому виду дохода с учетом положений данной статьи.

В соответствии с п. 13 ст. 226.1 Кодекса при наличии у налогоплательщика разных видов доходов (в том числе доходов, облагаемых налогом по разным налоговым ставкам) по операциям, осуществляемым налоговым агентом в пользу налогоплательщика, очередность их выплаты налогоплательщику в случае выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения налогового периода (до истечения срока действия договора доверительного управления) устанавливается по соглашению налогоплательщика и налогового агента.

В отношении исчисления и уплаты налога в ситуации, при которой различные виды доходов, в том числе купонный доход и дивиденды по акциям, выплачиваются учредителям ОФБУ только при их выходе из ОФБУ, отмечаем, что в соответствии с абз. 5 п. 7 ст. 226.1 Кодекса исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица. При этом согласно абз. 2 п. 10 ст. 226.1 Кодекса под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

Таким образом, налоговая база определяется доверительным управляющим ОФБУ при выплате дохода учредителю ОФБУ, осуществляемой в рассматриваемом случае при его выходе из ОФБУ.

При этом налоговая база определяется по каждому виду дохода отдельно исходя из положений соответствующих статей гл. 23 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

28.04.2014