Организационно-правовая форма коммерческой организации - открытое акционерное общество. Одним из акционеров, владеющим более чем 50 процентами акций общества, является субъект Российской Федерации (Ленинградская область) в лице Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области
В 2012 г. из бюджета Ленинградской области была получена субсидия на приобретение основных средств.
Можно ли не включать полученную субсидию в состав доходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль согласно ст. 251 Налогового кодекса РФ (на основании п. 2 ст. 251, пп. 11, 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)?
Ответ: Если коммерческая организация, одним из акционеров которой является субъект Российской Федерации (Ленинградская область) в лице Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области, получила субсидию из бюджета на приобретение основных средств, полученную субсидию необходимо учесть в составе доходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Для целей исчисления налога на прибыль субсидию нельзя классифицировать в качестве целевых поступлений, целевого финансирования, дохода в виде имущества, полученного от организации-акционера.
Обоснование: В силу ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая согласно соответствующим главам НК РФ. В соответствии с этим определением субсидия является доходом организации.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в ст. 251 НК РФ.
Однако в рассматриваемой ситуации правовые нормы ст. 251 НК РФ неприменимы.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Таким образом, п. 2 ст. 251 НК РФ применим только в отношении доходов некоммерческих организаций, а организация, которая получила субсидию, является коммерческой организацией.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада передающей организации.
Уставный капитал организации более чем на 50 процентов состоит из вклада передающей стороны. Однако Ленинградская область в лице Комитета по управлению государственным имуществом не является организацией для целей НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации). Таким образом, Ленинградская область в лице Комитета по управлению государственным имуществом не является организацией для целей НК РФ, что исключает возможность применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.
На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
В пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень полученного имущества, классифицируемого в качестве средств целевого финансирования, субсидия на приобретение основных средств от субъекта РФ не относится к такому имуществу.
Полученная субсидия не является целевым финансированием для целей гл. 25 НК РФ.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли субсидию нельзя классифицировать в качестве целевых поступлений, целевого финансирования, дохода в виде имущества, полученного от организации-акционера, или другого дохода, не учитываемого для целей налогообложения прибыли согласно ст. 251 НК РФ. Полученную субсидию необходимо учесть в составе доходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Р. Г.Бережнов
ОАО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПРИГОРОДНАЯ
ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Материал предоставлен при содействии
ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
10.10.2012