Российская организация с целью рекламирования своих товаров принимает участие в выставке, организованной украинским резидентом на территории Украины. Стоимость услуг включает украинский НДС. По мнению украинского исполнителя, по законодательству Украины место реализации услуг по организации выставки определяется по месту ее проведения. Вправе ли российская организация принять к вычету суммы НДС, уплаченного контрагентами в бюджет Украины, как утверждает исполнитель услуг? Должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС?
Ответ: Российским законодательством не предусмотрено право вычета НДС, уплаченного российской организацией контрагенту на территории Украины.
По мнению финансовых органов, место реализации услуг по проведению выставок, организованных с целью продвижения товара, определяется по месту нахождения покупателя услуг. Российская организация в связи с этим обязана удержать из доходов, перечисляемых украинской организации, и перечислить в бюджет сумму НДС в качестве налогового агента.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российской организацией при приобретении товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства, возмещению из бюджета Российской Федерации не подлежат (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2011 N А62-439/2011). По мнению налоговых органов, суммы НДС, предъявленные иностранной организацией российскому покупателю, вычету не подлежат, а учитываются в расходах в целях исчисления налога на прибыль (Письма ФНС России от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087, Минфина России от 30.01.2012 N 03-03-06/1/37).
Таким образом, российским законодательством не предусмотрено право вычета НДС, уплаченного контрагенту на территории Украины.
В НК РФ такой вид услуг, как организация выставок, не упомянут. Однако если выставки проводятся с целью продвижения товаров, то рассматриваемые услуги следует расценивать как рекламные. Мнение Минфина России по данному вопросу представлено в Письмах от 01.02.2012 N 03-07-08/21 и от 17.06.2009 N 03-07-08/135.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. По мнению контролирующих органов, услуги по организации выставок для рекламирования товаров с участием иностранных организаций для целей применения налога на добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.
Местом же реализации рекламных услуг согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается место деятельности покупателя, приобретающего такие услуги.
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Учитывая позицию финансовых органов, российская организация при перечислении вознаграждения украинской организации обязана удержать из доходов контрагента и перечислить в бюджет сумму НДС в качестве налогового агента. Если сумма НДС, уплачиваемого в российский бюджет, договором не предусмотрена, то российская организация уплачивает сумму НДС за счет собственных средств (Письма Минфина России от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32).
В. И.Суколенова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
10.10.2012