Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) размещает заказ в сфере оказания услуг по организации театрально-зрелищных мероприятий (показ спектаклей драмы) только среди субъектов малого предпринимательства

Вправе ли антимонопольный орган направить заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов по результатам внеплановой проверки, проведенной по жалобе участника размещения заказа на действия заказчика?

Ответ: По жалобе участника размещения заказа данный факт является основанием для проведения антимонопольным органом внеплановой проверки, а в случае его подтверждения антимонопольный орган вправе направить заказчику предписание об устранении указанных нарушений законодательства о размещении заказов.

Обоснование: Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений определяются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 94-ФЗ контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов заказчиком осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд".

В случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика осуществляется внеплановая проверка. По результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение (ч. 5 ст. 17 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 10 ст. 17 Закона N 94-ФЗ предписание об устранении нарушения законодательства РФ о размещении заказов в соответствии с законодательством РФ, выданное в соответствии с ч. 9 данной статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Обязанность заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, установлена ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ. Исключением являются случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень).

Деятельность в сфере услуг по организации театрально-зрелищных мероприятий (показ спектаклей драмы) в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17) относится к подклассу видов продукции 9214010, который относится к классу 9214000 "Услуги по организации работы театров, художественных галерей и выставок произведений искусства прочих".

При этом в Перечень указанный вид деятельности не включен.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Из положений ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ следует, что запрещается ограничение организаторами или заказчиками торгов доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, в связи с тем, что деятельность в сфере услуг по организации театрально-зрелищных мероприятий в Перечне не поименована, размещение заказа на оказание этих услуг только у субъектов малого предпринимательства является неправомерным. Соответственно, антимонопольный орган вправе направить заказчику предписание об устранении указанных нарушений законодательства о размещении заказов.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.05.2008 по делу N А65-17180/07).

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

09.10.2012