Между организацией - победителем открытого аукциона в электронной форме и государственным заказчиком заключен контракт в форме электронного документа. Государственный заказчик обратился к организации с требованием о заключении контракта в письменной форме в дополнение к заключенному контракту в форме электронного документа. Правомерно ли данное требование государственного заказчика?

Ответ: Требование государственного заказчика к организации - победителю открытого аукциона в электронной форме о заключении контракта в письменной форме в дополнение к заключенному контракту в форме электронного документа неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, или предусмотренный ч. 4.1 данной статьи протокол разногласий.

Как указано в ч. 5 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ, в течение одного часа с момента получения проекта контракта, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, а также документа об обеспечении исполнения контракта, подписанного электронной цифровой подписью указанного лица, но не ранее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола, указанного в ч. 8 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ, оператор электронной площадки направляет заказчику подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.

В соответствии с ч. 6 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 данной статьи.

Исходя из ч. 6.1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, предусмотренном решением о создании уполномоченного органа, направление оператору электронной площадки контракта в соответствии с ч. 12 данной статьи может осуществляться уполномоченным органом путем направления подписанной электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени уполномоченного органа, копии контракта, подписанного заказчиком. В этом случае контракт считается заключенным надлежащим образом.

Как следует из приведенных норм, гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ установлено, что по результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта (заказчиком и победителем торгов) электронной цифровой подписью.

Положения Закона N 94-ФЗ в части прав заказчиков и обязанностей победителей торгов сформулированы императивно. Данным Законом не предусмотрена возможность установления дополнительного требования о заключении по результатам открытого аукциона в электронной форме экземпляра контракта в письменной форме в дополнение к заключенному контракту в форме электронного документа.

Таким образом, данное требование государственного заказчика неправомерно.

Правомерность указанного вывода подтверждается и позицией Минэкономразвития России, изложенной в Письме от 14.11.2011 N Д28-562, согласно которому в рассматриваемой ситуации у заказчиков отсутствует необходимость хранить указанные контракты на бумажном носителе. При этом, в случае если указанный контракт требуется для представления в судебные инстанции либо органам, осуществляющим проверку или контроль за деятельностью заказчика, указанный контракт распечатывается на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой был определен победитель аукциона в электронной форме. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта заверяются уполномоченным представителем заказчика (например, лицом, чьей электронной цифровой подписью подписан электронный контракт).

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

05.10.2012