Для исполнения судебного акта по иску к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (администрации), который в установленном порядке наделен правами юридического лица, направлен для исполнения в финансовый орган муниципального образования исполнительный лист, должником в соответствии с которым является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Правомерно ли в рассматриваемой ситуации возложение на финансовый орган муниципального образования обязанностей по исполнению требований исполнительного листа?

Ответ: Возложение на финансовый орган муниципального образования обязанностей по исполнению требований исполнительного листа, должником в соответствии с которым является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, неправомерно, поскольку на финансовом органе муниципального образования лежит обязанность исполнить решение суда по иску о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования.

Обоснование: В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования признается местная администрация.

Согласно ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливается бюджетным законодательством РФ.

В п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ определено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.

В соответствии со ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Согласно положениям ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Из судебной практики следует, что на финансовом органе муниципального образования лежит обязанность именно исполнить решение суда по иску о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования (Постановления ФАС Уральского округа от 07.12.2011 N Ф09-7767/11, ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2011 N А29-637/2007, Решение ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2011 N А25-3290/2005).

ФАС Центрального округа в Постановлении от 07.02.2012 N А08-2674/2011 отмечает, что субъектом, которому могут быть адресованы требования о признании незаконным бездействия, и надлежащим ответчиком по делу является орган или должностное лицо, обязанное в силу закона совершить определенные действия.

Исходя из положений гл. 24.1 БК РФ суд пришел к выводу о том, что БК РФ возлагает на финансовый орган функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета. Вместе с тем обязанность исполнить требования исполнительного листа лежит на должнике, которым в рассматриваемом случае является местная администрация.

Судом отклонен довод о том, что по финансовым обязательствам местной администрации отвечает финансовый орган муниципального образования.

Таким образом, из положений бюджетного законодательства и судебной практики следует, что на финансовый орган муниципального образования возложена обязанность (функция) по обеспечению исполнения судебного решения по иску о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования, в связи с чем неправомерным является возложение на данный орган обязанностей по исполнению требований исполнительного листа, должником в соответствии с которым является администрация муниципального образования. В такой ситуации данная обязанность возлагается на последнего.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.10.2012