При добыче многокомпонентной комплексной руды попутно добывается серно-колчеданная руда, являющаяся забалансовым запасом полезных ископаемых, так как по содержанию серы не отвечает критериям отнесения ее к полезным ископаемым для постановки на учет запасов в государственной комиссии по запасам (ГКЗ)
Добытая серно-колчеданная руда без переработки продается покупателям. Многокомпонентная комплексная руда передается внутри организации для дальнейшей переработки. Процесс добычи для многокомпонентной комплексной руды заканчивается на складе рудника.
Так как серно-колчеданная руда добывается попутно с многокомпонентной комплексной рудой, выделить отдельно затраты на добычу каждого вида руды не представляется возможным, кроме как путем деления всех затрат на общее количество добытой руды обоих видов.
Правомерно ли для расчета НДПИ стоимость единицы многокомпонентной комплексной руды определять исходя из всех расходов на добычу за минусом расходов на потери, разубоживание и на добычу забалансовой руды, рассчитанных в доле от общего количества добытого сырья?
Правомерно ли при отсутствии возможности выделения прямых затрат на добычу забалансовой руды оценить ее себестоимость в соответствии с рыночной ценой?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2012 г. N 03-06-06-01/38
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения стоимости добытой многокомпонентной руды в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем отмечаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).
В соответствии с п. 1 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком в отношении каждого добытого полезного ископаемого, в том числе в отношении полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого.
При этом налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче многокомпонентной комплексной руды определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком либо исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, либо, если такая реализация отсутствует, - из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с п. 4 ст. 340 Кодекса общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (прямых и косвенных, определяемых в соответствии с гл. 25 Кодекса), распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых за налоговый период.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А.СААКЯН
03.10.2012