На какой лимит доходов ориентироваться организации, которая планирует начать применять УСН с 2013 г.?

Ответ: Организация, которая планирует начать применять УСН, может перейти на УСН с 2013 г., если ее доходы за 9 месяцев 2012 г. составят 45 млн руб.

Обоснование: Согласно п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 01.10.2012 (далее - Закон N 94-ФЗ)) организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб.

Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 94-ФЗ коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, устанавливается на 2013 г. в целях гл. 26.2 и 26.5 части второй НК РФ в размере, равном 1.

Одновременно с этим с 01.10.2012 до 01.01.2013 продолжает действовать ст. 3 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 204-ФЗ), которая предусматривает, что при переходе на УСН с 2013 г. налогоплательщики должны ориентироваться на лимит доходов, действовавший с учетом индексации в 2009 г. (п. 11 ч. 1 ст. 7, ст. 9 Закона N 94-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N 204-ФЗ).

Напомним, что в 2009 г. существовала проблема с применением лимита доходов для целей перехода на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010 и с 01.10.2012 до 01.01.2013). Если читать указанную норму буквально, получалось, что для определения лимита доходов, дающего право на переход на УСН, нужно умножить 15 млн руб. на коэффициент, установленный для текущего года, и на коэффициенты всех прошлых лет. В этом случае доходный лимит для перехода на УСН с 2010 г. составлял 43 428 077,2 руб. (15 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538). Именно этот подход был признан правильным Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08 (доведено Письмом ФНС России от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@). Подтвердила это и ФНС России в Письме от 01.09.2009 N ШС-22-3/684@.

Минфин России считал, что при определении доходного лимита для УСН сумма, определенная п. 2 ст. 346.12 НК РФ, умножается только на коэффициент, установленный на текущий год, так как при расчете указанной величины уже учтены коэффициенты-дефляторы, отражающие изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущие календарные годы. Эта позиция озвучена им и в Письме от 14.01.2011 N 03-11-11/1, которое вышло значительно позже, чем было обнародовано Постановление Президиума ВАС РФ N 12010/08. Если следовать позиции Минфина России, то перейти на УСН с 2010 г. могли только те организации, доходы которых за 9 месяцев 2009 г. не превысили 23 млн 70 тыс. руб. (15 000 000 руб. x 1,538).

Таким образом, разница получалась весьма существенная: лимит, одобренный Минфином России, был меньше лимита, одобренного Президиумом ВАС РФ и ФНС России, почти в два раза (43 428 077,2 руб. / 23 070 000 руб.). И, как указывалось выше, с 01.10.2012 до 01.01.2013 данный вопрос становится вновь актуальным.

Организация, которая планирует начать применять УСН с 2013 г., сталкивается с коллизией правовых норм двух Законов N N 94-ФЗ и 204-ФЗ (п. 10 ст. 2, ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона N 204-ФЗ).

Согласно общим принципам права в случае коллизии правовых норм законов применяется норма закона, принятого позднее. При противоречии общих и специальных норм применяется специальная норма.

В данном случае норма Закона N 94-ФЗ более поздняя. Однако норма ст. 3 Закона N 204-ФЗ, которая устанавливает не общее правило, а правило, действующее в определенный период времени, - специальная норма. Из этого можно сделать вывод, что применению подлежит норма Закона N 204-ФЗ, которая предусматривает, что при переходе на УСН с 2013 г. налогоплательщики должны ориентироваться на лимит доходов, действовавший с учетом индексации в 2009 г.

Однако, на наш взгляд, замысел законодателя при принятии Закона N 94-ФЗ не был направлен на снижение доходного порога для перехода на УСН именно с 2013 г. В пользу этого свидетельствует тот факт, что доходный лимит, дающий налогоплательщику, применяющему УСН, право продолжать применять этот специальный режим (60 млн руб.), не изменился. Иначе получается нелогично: разрешать применять УСН тем, у кого доходы за год составили 60 млн руб., и не разрешать перейти на УСН тем, у кого доходы за 9 месяцев - 45 млн руб.

М. Н.Ахтанина

Издательство "Главная книга"

02.10.2012