Распространяется ли на банковских платежных агентов действие законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Ответ: За несоблюдение требований, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, банковские платежные агенты несут ответственность в виде взыскания неустойки (штрафа, пеней), либо это может послужить основанием для одностороннего отказа оператора по переводу денежных средств от исполнения договора. Таким образом, на банковских платежных агентов распространяются действия указанного законодательства.

Обоснование: Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) предусматривает участие в платежной системе банковских платежных агентов. Ими могут быть любые юридические лица, за исключением кредитной организации, а также индивидуальный предприниматель (п. 4 ст. 3 Закона о НПС). Платежные агенты привлекаются кредитными организациями - операторами по переводу денежных средств для участия в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договора. К числу услуг, которые может оказать банковский платежный агент, относятся (ч. 1 ст. 14 Закона о НПС):

1) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) проведение идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В процессе осуществления своей деятельности банковский платежный агент в том числе обязан проводить идентификацию клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в случае осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета (п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона о НПС).

В случае если кредитная организация, руководствуясь нормой п. 1.5 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации преступных доходов), поручила банковскому платежному агенту на основании договора с ним проведение идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя, то указанная кредитная организация несет ответственность за соблюдение требований по идентификации, установленных законодательством о противодействии легализации преступных доходов (п. 1.6 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации также может являться основанием для одностороннего отказа от исполнения договора кредитной организации с банковским платежным агентом (п. п. 1.7, 1.8 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов).

Необходимость соблюдения банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проявляется и в обязанности использовать только специальный банковский счет, по которому могут осуществляться лишь три операции (ч. 5 ст. 14 Закона о НПС):

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);

3) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций по специальному банковскому счету не допускается.

В случае если у кредитной организации возникают подозрения, что банковский платежный агент совершает какие-либо операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация обязана не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов. Такие операции признаются подозрительными, при этом не имеет значения, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона о противодействии легализации преступных доходов. Письмом Банка России от 03.07.1997 N 479 "О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" установлен примерный перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны кредитной организации операций (ч. II). При этом приведенный в указанном документе перечень подозрительных операций является примерным и может дополняться каждой кредитной организацией самостоятельно.

Если банковский платежный агент совершает с использованием специального банковского счета операции, не предусмотренные ч. 5 ст. 14 Закона о НПС, то такие операции можно квалифицировать как подозрительные в контексте норм Закона о противодействии легализации преступных доходов, что порождает обязанность кредитной организации исполнить требование нормы п. 3 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Таким образом, обязанность контролировать деятельность банковского платежного агента возложена на оператора по переводу денежных средств (ч. 20 ст. 14 Закона о НПС), в том числе обязанность контролировать соблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Несоблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для одностороннего отказа оператора по переводу денежных средств от исполнения договора с таким банковским платежным агентом (ч. 21 ст. 14 Закона о НПС, п. 1.8 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов).

Е. Г.Хоменко

Московская государственная

юридическая академия

имени О. Е.Кутафина

02.10.2012