Организация, применяющая ОСН, занимается розничной торговлей и использует ККТ при наличных денежных расчетах с покупателями. Один из покупателей организации написал в ИФНС России заявление с просьбой провести проверку организации и приложил к заявлению оригинал кассового чека. По результатам проверки ИФНС России установила, что данные указанного чека не отражены в контрольной ленте, и сделала вывод о применении ККТ в нефискальном режиме. ИФНС России составила протокол об административном нарушении, вынесла постановление, по которому организация оштрафована по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

Законно ли постановление по делу об административном правонарушении в этой ситуации? Можно ли признать, что кассовый чек получен с нарушением закона?

Ответ: Выдача организацией покупателям отпечатанных на ККТ чеков, информация о расчетах по которым не зафиксирована в контрольной ленте, может свидетельствовать о применении ККТ в нефискальном режиме. Если факт применения ККТ в нефискальном режиме будет доказан налоговым органом, то постановление по делу об административном нарушении по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях законно. В рассматриваемой ситуации кассовый чек получен без нарушения закона и его данные могут использоваться налоговым органом в качестве доказательства.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом применяемая ККТ, в частности, должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Определения понятий фискальной памяти и фискального режима приведены в ст. 1 Закона. Так, фискальная память - это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ в целях правильного исчисления налогов. Фискальный режим - режим функционирования ККТ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.

В свою очередь, фискальные данные - это фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах.

В силу пп. "б", "в" п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, ККТ должна обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации, фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

Учитывая изложенные нормы и приведенные в вопросе обстоятельства, выдача организацией покупателям отпечатанных на ККТ чеков, информация о расчетах по которым не зафиксирована в контрольной ленте, может свидетельствовать о применении ККТ в нефискальном режиме. Если факт применения ККТ в нефискальном режиме будет доказан налоговым органом, то постановление по делу об административном нарушении по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ законно.

Соглашается с этим и Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 09.06.2012 N 09АП-12975/2012-АК. В частности, суд указал, что, поскольку кассовый чек не отражен в контрольной ленте (отчете с ЭКЛЗ) ККТ, принадлежащей организации, и данные сведения не учтены в журнале кассира-операциониста, вывод налогового органа об использовании устройства, корректирующего данные, предназначенные для регистрации в фискальной памяти ККТ и ЭКЛЗ, то есть использовании ККТ в нефискальном режиме, является законным и обоснованным, подтвержденным материалами административного дела. К аналогичному выводу приходил и Третий арбитражный апелляционный суд (Постановление от 03.08.2012 N А33-2096/2012).

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные, в частности, устанавливаются документами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам. Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (п. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 59-ФЗ).

Учитывая изложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации кассовый чек получен налоговым органом без нарушения закона. Обоснованность такой позиции подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 N 09АП-12975/2012-АК.

Дополнительно отметим, что, если налоговым органом при производстве по делу о налоговом правонарушении будут допущены существенные процессуальные нарушения или постановление по делу об административном правонарушении будет вынесено за пределами срока давности (в данном случае - двух месяцев со дня совершения правонарушения), постановление может быть признано судом или вышестоящим налоговым органом незаконным (ч. 1 ст. 4.5, п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

А. В.Зацепин

Издательство "Главная книга"

01.10.2012