Организация приняла на работу молодого специалиста, страховое свидетельство на которого на момент представления персонифицированной отчетности получено не было. Отчетность в ПФР по этому работнику сдана без указания страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Территориальный орган ПФР принял решение о привлечении организации к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных сведений персонифицированного учета в виде штрафа в размере 10 процентов суммы начисленных этому работнику взносов в ПФР за отчетный период. Правомерно ли такое решение?

Ответ: Решение территориального органа ПФР о привлечении организации к ответственности за представление неполных сведений персонифицированного учета, а именно без указания СНИЛС молодого специалиста, может быть признано правомерным.

Вместе с тем, если организация своевременно направила анкеты застрахованных лиц в орган ПФР, а тот не выдал свидетельство с номером СНИЛС в трехнедельный срок, что привело к невозможности для организации подать сведения в полном объеме, привлечение организации к ответственности неправомерно, поскольку отсутствует ее вина в представлении неполных сведений.

Обоснование: Суммы страховых взносов, поступающих за застрахованное лицо в ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете, который открывается на каждое застрахованное лицо и содержит постоянный страховой номер (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)).

При начальной регистрации застрахованного лица для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования работник получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), через работодателя. Для получения свидетельства работодатель представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в сроки, устанавливаемые ПФР (п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 9 Закона N 27-ФЗ).

В п. 9 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), сказано, что при заключении страхователем трудового договора, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, с застрахованным лицом, не зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган фонда в течение двух недель с даты заключения договора. Форма анкеты (форма АДВ-1) утверждена Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.

Территориальный орган Фонда открывает лицевой счет, оформляет и передает страховое свидетельство на застрахованное лицо в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица (п. п. 11, 13 Инструкции N 987н). А страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице и, в частности, о страховом номере индивидуального лицевого счета (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Таким образом, представление неполных сведений (в том числе без указания СНИЛС), необходимых для персонифицированного учета, может привести к привлечению работодателя органами ПФР к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Есть судебные решения, в которых штраф за представление неполных сведений персонифицированного учета из-за несвоевременности представления анкеты застрахованного лица признан правомерным (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 N 09АП-15729/2008-АК, от 19.11.2007 N 09АП-13749/2007-АК).

При таких обстоятельствах решение территориального органа ПФР о привлечении организации к ответственности за представление неполных сведений персонифицированного учета может быть признано правомерным и суд может взыскать с организации суммы санкций.

Вместе с тем, если организация своевременно направила анкеты застрахованных лиц в орган ПФР, а тот не выдал свидетельства с номером СНИЛС в трехнедельный срок, что привело к невозможности для организации подать сведения в полном объеме, привлечение организации к ответственности неправомерно, поскольку отсутствует ее вина в представлении неполных сведений.

Отметим, что Девятый арбитражный апелляционный суд в ситуации, когда орган ПФР не передал организации свидетельства в установленный срок, признал неправомерным штраф за неподачу в срок персонифицированной отчетности (Постановление от 18.05.2011 N 09АП-9252/2011-АК).

А. В.Зацепин

Издательство "Главная книга"

01.10.2012