Налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которой указал сумму НДС к возмещению из бюджета. По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган принял решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению. Организация обжаловала данное решение в установленном (апелляционном) порядке в вышестоящий налоговый орган (который оставил решение без изменения), а затем в установленном порядке в арбитражный суд, и решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, решение налогового органа об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, признано недействительным

После вступления в силу указанного решения арбитражного суда организация обратилась к налоговому органу с заявлением о возврате НДС. В течение месяца (после обращения организации к налоговому органу с заявлением о возврате НДС) НДС был возвращен организации.

Вправе ли организация требовать от налогового органа выплаты процентов за нарушение сроков возврата НДС за период с даты, когда прошли двенадцать дней по окончании камеральной налоговой проверки, до даты фактического возврата организации НДС?

Ответ: Учитывая позицию судов, организация, которой налоговым органом было отказано в праве на возмещение сумм НДС, в случае признания данного решения судом недействительным вправе требовать от налогового органа выплаты процентов за нарушение сроков возврата НДС. Организация имеет право требовать проценты за период с даты, когда прошли 12 дней по окончании камеральной налоговой проверки, до даты фактического возврата организации НДС.

Обоснование: Согласно п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Как указано в п. 7 ст. 176 НК РФ, решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Исходя из п. 8 ст. 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение 5 дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Пунктом 10 ст. 176 НК РФ установлено, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 6 ст. 78 НК РФ закреплено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Исходя из изложенного, если применять к рассматриваемой ситуации правила п. 6 ст. 78 НК РФ и учитывать, что НДС возвращен в течение месяца после обращения организации к налоговому органу с заявлением о возврате НДС, следует вывод, что сумма НДС возвращена налогоплательщику в установленный срок.

Однако если применять к рассматриваемой ситуации правила ст. 176 НК РФ и учитывать, что решение налогового органа об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, было признано недействительным, то следует вывод, что сумма НДС возвращена с нарушением сроков возврата и считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки подлежат начислению проценты.

В последнем случае необходимо учитывать, что в п. 10 ст. 176 НК РФ говорится о завершении камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, а в рассматриваемой ситуации налоговым органом было принято решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, в то же время данное решение было признано недействительным решением арбитражного суда, вступившим в законную силу.

Однако судебная практика сформировалась таким образом, что в подобной рассматриваемой ситуации суды поддерживают налогоплательщика и применяют правила ст. 176 НК РФ, указывая на правомерность требования к налоговому органу о выплате процентов за нарушение сроков возврата НДС за период с даты, когда прошли 12 дней по окончании камеральной налоговой проверки, до даты фактического возврата организации НДС.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 07.08.2012 N А54-6909/2011 суд не принял доводы налогового органа о том, что по результатам камеральной проверки было принято решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, в связи с чем, по мнению налогового органа, проценты не подлежат начислению, поскольку исходя из смысла ст. 176 НК РФ проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.

Ссылка налогового органа на необходимость применения к спорным правоотношениям ст. 78, а не ст. 176 НК РФ, отклонена судом, так как ст. 78 НК РФ устанавливает порядок возврата излишне уплаченного налога, а налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению, является налоговым вычетом и порядок его возврата установлен ст. 176 НК РФ.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2012 N А35-8290/2011 суд также отметил, что в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога, следствием чего является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем в соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ организация вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В соответствии с положениями ст. 176 НК РФ проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Суд пришел к выводу, что признание недействительными решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о возмещении налога. Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога.

Таким образом, следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он в соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Довод налогового органа о том, что срок возврата суммы НДС необходимо исчислять со дня подачи заявления налогоплательщиком в налоговый орган о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, противоречит нормам действующего законодательства.

Как отметил суд, указание в п. 6 ст. 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует о том, что осуществление возврата налога находится в зависимости от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 14223/10.

Также нормы п. 10 ст. 176 НК РФ, устанавливающие начисление процентов при нарушении сроков возврата суммы налога с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, не связывают право на возврат сумм налога со вступлением в силу вынесенного решения по п. 9 ст. 101 НК РФ, на которое ссылается налоговый орган, в том числе и в случае подачи апелляционной жалобы в порядке ст. 101.2 НК РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 10.07.2012 N А40-115534/11-75-463 суд пришел к выводу, что начисление процентов не зависит от факта подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога и от того, какое решение принято налоговым органом первоначально.

Кроме того, проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату заявителю, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2012 N А21-8464/2011 отмечено, что период просрочки исполнения обязанности по возврату налога, за который начисляются проценты, начинает исчисляться по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет организации в банке.

Поэтому из признания решения налогового органа об отказе в возмещении налога недействительным следует, что проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с учетом даты, когда она должна была быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно. Таким образом, в целях восстановления нарушенного права налогоплательщика проценты начисляются начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой надлежало вынести решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет организации в банке, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как отметил суд, это соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, приведенной в Постановлении от 21.02.2012 N 12842/11 и в других судебных актах.

Действительно, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 12842/11 закреплена судебная практика по данному вопросу. В данном Постановлении отмечено, что положения законодательства, определяющие основание и момент для принятия решения о возврате налога, порядок начисления процентов, а также период просрочки исполнения обязанности по возмещению налога путем его возврата, не связывают исполнение этой обязанности с подачей налогоплательщиком заявления о возврате налога. Следовательно, период просрочки исполнения обязанности по возврату налога и начисление процентов начинают исчисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет налогоплательщика в банке.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

29.09.2012