Правомерно ли привлечение организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов и информации по требованию, выставленному в рамках ст. 93.1 НК РФ, которое направлено в адрес организации по почте и адресатом не получено?

Ответ: Привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений по требованию, направленному по почте и не полученному организацией, неправомерно в том случае, если налоговый орган не предпринял достаточных мер по вручению требования иными предусмотренными законодательством способами, а также не направил требование почтой по всем возможным адресам организации. Если в судебном порядке будет установлено, что именно организация не обеспечила надлежащие условия для получения почтовой корреспонденции, штрафа избежать не удастся.

Обоснование: При проведении выездной или камеральной налоговой проверки, а также вне рамок проверки налоговый орган в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ имеет право истребовать у организации документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, или информацию о конкретной сделке. При этом согласно п. 4 ст. 93.1 НК РФ в адрес организации в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 93 НК РФ, должно быть направлено требование о представлении документов. Оно может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами невозможно передать требование, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. На основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения требования организация должна его исполнить. В силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Из анализа приведенных норм можно сделать следующие выводы.

Налоговая инспекция должна принять исчерпывающие меры по вручению требования, причем действовать она обязана в определенном порядке: сначала попытаться вручить требование лично представителю организации (позвонить по контактным телефонам, указанным, например, при регистрации организации в налоговом органе или в налоговых декларациях, представленных в инспекцию, и оповестить о выставлении требования в адрес организации). При наличии телекоммуникационных каналов связи у организации передать требование по ним. И только при отсутствии таких возможностей и ресурсов направить требование по почте, причем по всем имеющимся адресам организации, в том числе и на домашний адрес руководителя. При этом, если требование будет направлено, допустим, только по юридическому адресу, в то время как в учредительных документах организации будет указан ее фактический адрес места нахождения, можно говорить о том, что налоговый орган ненадлежащим образом вручил требование. В таком случае отправленная почтой корреспонденция, по всей вероятности, вернется в инспекцию с отметкой, что организация по адресу не значится. Норма п. 1 ст. 93 НК РФ в той части, что требование считается полученным по истечение шестидневного срока с даты направления заказного письма, работать не будет, так как организация не была осведомлена о выставлении в ее адрес требования о представлении документов и фактически его не получила, в результате чего не имела возможности исполнить его в установленные сроки. Соответственно, не имеется оснований для привлечения организации к налоговой ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Арбитражная практика подтверждает изложенную позицию, указывая в рассмотренных случаях на отсутствие противоправного бездействия общества (Постановления ФАС Московского округа от 15.08.2012 N А40-8089/12-75-39, от 15.08.2012 N А40-110405/11-91-451).

Неполучение почтовой корреспонденции может быть вызвано и действиями третьих лиц (например, наличием в этом вины почтовых работников), в такой ситуации ответственность за непредставление документов по выставленному требованию с организации должна быть снята (Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2011 N КА-А40/7638-11).

В то же время, если налогоплательщик не обеспечит условия для надлежащего получения почтовой корреспонденции от налоговых органов (в частности, не представит в налоговый орган сведения о фактическом месте своего нахождения или об изменении юридического адреса), это может быть рассмотрено как злоупотребление правом и недобросовестное отношение к обязанностям, предусмотренным законодательством. В данном случае суд поддержит налоговый орган.

Е. Н.Саяпина

Консалтинговая группа "Аюдар"

28.09.2012