Налоговый орган при проверке кассовой дисциплины у организации потребовал приказ руководителя организации об установлении подотчетных лиц, размеров подотчетных сумм и сроков отчета по ним

Правомерно ли требование налогового органа в данном случае?

Ответ: Данное требование налогового органа после 01.01.2012 неправомерно.

Обоснование: Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок N 40), утратившего силу с 01.01.2012 (Указание Банка России от 13.12.2011 N 2750-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России"), действительно было установлено, что организация должна выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые ее руководителем.

В связи с этим руководитель организации должен был издать приказ с указанием подотчетных лиц, имеющих право расходовать подотчетные средства организации, сроков и сумм аванса.

Причем в Письме ФНС России от 24.01.2005 N 04-1-02/704 указано, что если такого приказа не будет, то можно считать, что срок выдачи подотчетных сумм не установлен и, значит, расчеты по подотчетным суммам должны быть осуществлены в пределах одного рабочего дня.

С 01.01.2012 вместо отмененного Порядка N 40 действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение).

Согласно п. 4.4 Положения для выдачи наличных денег под отчет оформляется письменное заявление подотчетного лица, составленное в произвольной форме и содержащее собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо, получившее наличные деньги под отчет, обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

Следовательно, необходимость составления приказа с указанием перечня подотчетных лиц, сроков и сумм наличных денег, выданных под отчет, с 01.01.2012 отпала.

Вместо приказа предусмотрено заявление подотчетного лица, содержащее собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег, о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя организации и дату.

В связи с этим требование налогового органа о предъявлении приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, размеров и сроков подотчетных сумм считаем неправомерным.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

27.09.2012