В ходе проведения конкурсного производства конкурсный управляющий реализует недвижимое имущество путем проведения торгов, по условиям которых участники вносят задаток в качестве обеспечения обязательств по заключению договоров купли-продажи имущества. Торги признаны несостоявшимися, и организация должна вернуть полученные суммы задатка

Правомерно ли взыскание налоговым органом по инкассовым поручениям в бесспорном порядке доначисленных организации налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств, поступивших на ее расчетный счет в качестве задатка?

Ответ: С учетом сложившейся арбитражной практики налоговый орган вправе взыскать в бесспорном порядке доначисленные организации налоги, пени и штрафы за счет денежных средств, которые получены ею в качестве задатка в счет обеспечения обязательств по заключению договоров купли-продажи имущества, выставленного на торги в рамках конкурсного производства.

Обоснование: Согласно ст. 380 Гражданского кодекса РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (ст. 416 ГК РФ) задаток должен быть возвращен (п. 1 ст. 381 ГК РФ).

В силу п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Таким образом, задаток является средством обеспечения заключения договора с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, организация обязана вернуть задаток в случае признания торгов несостоявшимися.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Пунктом 2 ст. 134 Закона о банкротстве установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам.

Таким образом, Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 46 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 60 НК РФ).

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа (п. 3 ст. 60 НК РФ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога (п. 4 ст. 60 НК РФ).

На основании ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Таким образом, поручение налогового органа на перечисление налога за счет денежных средств налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком.

При этом в законодательстве отсутствуют какие-либо особенности зачисления и списания денежных средств, поступивших на счет организации в качестве оплаты задатка.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2012 по делу N А65-18573/2011, а также в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по тому же делу, отказывая в признании незаконным действия налогового органа по списанию денежных средств с расчетного счета общества на основании инкассовых поручений, а также об обязании налогового органа возвратить обществу незаконно списанные денежные средства, судьи отклонили доводы о том, что спорные денежные средства являются задатками, поступившими от участников торгов по реализации принадлежащего обществу имущества в ходе проведения конкурсного производства, то есть не принадлежат обществу.

Суд исходил из того, что в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Обязанность вернуть сумму задатка не лишает общество права собственности на денежные средства, поступившие на его счет. Денежные средства, находящиеся на счете ответчика, не могут принадлежать другому лицу, которое может пользоваться и распоряжается этими средствами.

Таким образом, только общество является собственником данных средств. Действующее законодательство не запрещает использовать денежные средства, поступившие в виде задатка. Суд сделал вывод, что банк правомерно списал спорную сумму (при отсутствии у банка расчетных документов в порядке очередности), а налоговым органом правомерно вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств должника и направлены в банк инкассовые поручения.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС Поволжского округа от 31.05.2012 по делу N А65-19849/2011, а также в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 по тому же делу.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2011 по делу N А46-15497/2010, а также в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 по тому же делу судьи отклонили доводы о неправомерном списании банком денежных средств, поступивших в виде суммы задатков для участия в торгах. В связи с отсутствием каких-либо особенностей зачисления и списания денежных средств, поступивших на основной счет должника в качестве оплаты задатка для участия в торгах по продаже имущества должника, суд пришел к выводу о том, что денежные средства были списаны законно - на основании расчетных документов.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Центрального округа от 11.07.2012 по делу N А48-3673/2011, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А47-13142/2011.

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики налоговый орган вправе взыскать в бесспорном порядке доначисленные организации налоги, пени и штрафы за счет денежных средств, которые получены ею в качестве задатка в счет обеспечения обязательств по заключению договоров купли-продажи имущества, выставленного на торги в рамках конкурсного производства.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания "Налоговая помощь"

27.09.2012