ЗАО привлекло денежные средства по договору займа с иностранной организацией, которая является налоговым резидентом Королевства Нидерландов и не имеет представительства на территории РФ
Договором займа установлено, что проценты за пользование займом ЗАО должно выплачивать на счет цюрихского филиала иностранной организации в Швейцарии. Реквизиты счета филиала для уплаты процентов прямо указаны в договоре займа.
В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ от иностранной организации ЗАО как налоговым агентом, который будет выплачивать процентный доход иностранной организации, было получено подтверждение, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в Королевстве Нидерландах.
В соответствии со ст. 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 у ЗАО отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль с процентного дохода иностранного лица.
Учитывая, что фактическую оплату процентов ЗАО осуществляет филиалу иностранной организации, зарегистрированному в Швейцарской Конфедерации, какое соглашение подлежит применению ЗАО для целей исполнения обязанностей налогового агента по налогу на прибыль: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 либо Соглашение между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2012 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу налогообложения процентного дохода, выплачиваемого российской организацией в соответствии с договором займа, заключенным с компанией - резидентом Нидерландов, и перечисляемого согласно распоряжению нидерландской компании на счет ее цюрихского филиала и сообщает следующее.
В соответствии с нормами ст. 11 "Проценты" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, облагаются налогами только в этом другом государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов.
Необходимо отметить, что термин "фактический владелец процентов", используемый в ст. 11 Соглашения, следует трактовать исходя из целей и задач Соглашения и с учетом таких основных принципов международных договоров об избежании двойного налогообложения, как "предотвращение злоупотребления положениями договора" и "преобладание сущности над формой".
В этой связи организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, а именно при условии заключения гражданско-правового договора. Кроме этого, для признания лица в качестве фактического получателя дохода данное лицо должно не только обладать правом на получение дохода, но и, как следует из международной практики применения договоров об избежании двойного налогообложения, быть лицом, определяющим дальнейшую "экономическую судьбу" полученного дохода.
Таким образом, фактическим получателем дохода является компания - резидент Нидерландов и процентный доход, выплачиваемый в пользу нидерландской компании, с учетом норм Соглашения, подлежит налогообложению исключительно в Нидерландах.
Одновременно сообщаем, что согласно нормам пп. 4 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от исчисления и удержания налога с дохода на основании норм международного договора об избежании двойного налогообложения производится налоговым агентом при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
26.09.2012