Акт выездной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в отношении организации, в качестве доказательства совершения организацией налогового правонарушения содержит ссылки на протоколы допросов свидетелей - бывших работников организации. Должен ли налоговый орган предоставить указанные протоколы допросов организации в качестве приложений к акту, в случае если организация настаивает на их предоставлении?

Ответ: Налоговый орган должен предоставить организации в качестве приложений к акту выездной налоговой проверки выписки из протоколов свидетелей, подтверждающие факт совершения организацией налогового правонарушения, при этом выписки не должны содержать информацию, не имеющую отношения к делу о налоговом правонарушении, которая при этом одновременно относится к персональным данным физических лиц.

Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Согласно п. 3.1 указанной статьи к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Из Решения ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 следует: с момента введения в действие положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после указанной даты (02.09.2010), документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.02.2012 по делу N А55-12587/2011 отметил: налоговый орган в нарушение ст. ст. 100 и 101 НК РФ лишил ООО возможности в полной мере реализовать предоставленные ему права и использовать предусмотренные законом меры по защите своих прав и законных интересов. Нарушение налоговым органом установленного порядка выразилось в том числе в нарушении права общества на получение копии акта налоговой проверки со всеми прилагаемыми документами, подтверждающими факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Таким образом, налоговым органом фактически не соблюдены требования, установленные ст. ст. 100 и 101 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Как следует из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", в протоколе допроса свидетеля содержатся следующие данные о лице, выступающем в качестве свидетеля:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) место рождения;

4) место жительства;

5) данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

6) данные о гражданстве;

7) сведения о владении русским языком;

8) сведения о владении иным языком;

9) место работы или учебы;

10) контактный телефон;

11) иные данные о личности свидетеля.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

На основании ст. 7 Закона N 152-ФЗ лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая изложенное, протоколы допросов свидетелей содержат персональные данные физических лиц, привлеченных налоговым органом в качестве свидетелей в ходе налогового контроля.

Из Письма ФНС России от 22.05.2012 N АС-4-2/8356@ следует, что налоговым органам при применении п. 3.1 ст. 100 НК РФ необходимо учитывать: конкретный документ наряду со сведениями о нарушениях (сведениями, подтверждающими факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленными в ходе проверки, может содержать информацию, содержание которой не имеет доказательственного значения и при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц либо относится к персональным данным физических лиц. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.

Кроме того, выписка должна содержать техническую информацию, идентифицирующую документ.

То есть выписка из документа, составленная по правилам п. 3.1 ст. 100 НК РФ:

содержит сведения, идентифицирующие документ;

содержит сведения о нарушениях (сведения, подтверждающие факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, которые при этом могут одновременно составлять банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц либо относиться к персональным данным физических лиц;

не содержит информацию, не имеющую отношения к делу о налоговом правонарушении, которая при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц либо относится к персональным данным физических лиц.

Учитывая позицию ФНС России, налоговый орган в рассматриваемом случае должен предоставить организации в качестве приложений к акту выездной налоговой проверки выписки из протоколов свидетелей, подтверждающие факт совершения организацией налогового правонарушения. При этом выписки не должны содержать информацию, не имеющую отношения к делу о налоговом правонарушении, которая при этом одновременно относится к персональным данным физических лиц.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

25.09.2012