Вправе ли налоговый орган использовать в качестве доказательства совершения организацией налогового правонарушения информацию о нарушении организацией налогового законодательства, ставшую известной из свидетельских показаний, полученных в рамках проверки, проведенной налоговым органом в отношении другого налогоплательщика?

Ответ: Налоговый орган вправе использовать свидетельские показания, полученные в рамках проведения проверки другого налогоплательщика, в качестве доказательства совершения организацией налогового правонарушения при условии, что такие показания получены с соблюдением законодательства РФ.

Обоснование: Из содержания п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ следует, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

При этом пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Таким образом, налоговый орган при проведении налоговых проверок вправе вызывать и допрашивать свидетелей.

Пунктом 1 ст. 90 НК РФ установлено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Из изложенного можно сделать вывод, что свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Следует отметить, что НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки и не оформленные в соответствии с НК РФ.

Вместе с тем арбитражные суды в своих актах указывают на допустимость использования налоговыми органами при проведении налогового контроля свидетельских показаний, полученных иными учреждениями.

ВАС РФ в Определении от 30.01.2008 N 492/08 по делу N А11-5379/2006-К2-21/388 отмечал, что в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-разыскных мероприятий.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 31.01.2012 по делу N А19-6518/2011 указал, что довод кассационной жалобы о том, что опросы свидетелей были проведены вне налоговой проверки общества, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку ограничений в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля письменных доказательств, добытых в результате проведения проверок других налогоплательщиков, действующее законодательство не устанавливает. Доказательств того, что опросы свидетелей были проведены с нарушением закона, обществом не представлено.

Из изложенных судебных актов можно сделать вывод, что если свидетельские показания об организации были получены налоговым органом с соблюдением положений закона, но в рамках проверки другого налогоплательщика, то такие показания могут быть использованы налоговым органом в качестве доказательства совершения организацией налогового правонарушения.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

24.09.2012