Общество, разрабатывающее песчаный карьер, использует для указанной деятельности ряд транспортных средств, которые не ездят по дорогам общего пользования, а используются только на закрытой производственной территории для обработки и погрузки карьерного песка. Вправе ли общество не включать в объект налогообложения по транспортному налогу используемую только на ограниченной производственной территории специальную технику, которая числится на балансе общества в качестве эксплуатируемых основных средств, но не прошла в установленном порядке государственную регистрацию в органах гостехнадзора?

Ответ: Общество должно включить в объект налогообложения транспортным налогом транспортные средства (специальную технику), которые не прошли в установленном порядке государственную регистрацию в органах Гостехнадзора и не ездят по дорогам общего пользования, но учтены на балансе общества в качестве эксплуатируемых транспортных средств и используются обществом на закрытой производственной территории для обработки и погрузки карьерного песка. Президиум ВАС РФ указал, что уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Обоснование: Транспортный налог относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 14 и ст. 356 НК РФ).

Согласно общему правилу, установленному в ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В ст. 358 НК РФ определяется объект налогообложения транспортным налогом, а также транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения.

В перечень транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, не входит специальная техника, используемая на ограниченной производственной территории.

В силу п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют органы Гостехнадзора.

На основании п. 3 Постановления Правительства РФ N 938 обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами.

Следует отметить, что до рассмотрения указанного вопроса Президиумом ВАС РФ имела место практика арбитражных судов, согласно которой транспортные средства, не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования, а значит, экономических оснований для обложения таких транспортных средств транспортным налогом не имеется. Указанный вывод, основанный на Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О, содержится, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А05-8942/2008.

Однако позиция Президиума ВАС РФ по спорному вопросу принята не в пользу налогоплательщика. В Постановлении от 07.06.2012 N 14341/11 по делу N А73-12291/2010 Президиум ВАС РФ со ссылкой на п. 1 ст. 358 НК РФ указал, что транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Таким образом, общество, использующее в своей деятельности не прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в органах Гостехнадзора транспортные средства, которые не ездят по дорогам общего пользования, а эксплуатируются на закрытой производственной территории, обязано включать в объект налогообложения транспортным налогом указанные транспортные средства.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

24.09.2012