Организация для увеличения объемов продаж обратилась к рекламному агентству в целях создания последним рекламного видеоролика. Стоимость рекламного ролика превышает 40 000 руб., срок полезного использования превышает 12 месяцев. Данный видеоролик будет транслироваться в эфире телеканалов. Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на производство видеоролика единовременно, не начисляя на него амортизацию?

Ответ: Из позиции Минфина России следует, что расходы на рекламный ролик учитываются путем начисления амортизационных платежей.

Обоснование: Как установлено нормами пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В силу норм п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Из условий ситуации следует, что видеоролик отвечает данным требованиям.

Пунктом 3 ст. 257 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Абзацем 2 п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети.

Следовательно, трансляция ролика в эфире телевизионного канала указывает на несение рекламных расходов.

Из норм п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Минфин России считает, что в налоговом учете рекламный видеоролик, исключительные права на который принадлежат налогоплательщику, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. признается амортизируемым имуществом согласно п. 1 ст. 256 НК РФ. Таким образом, если имущество, объекты интеллектуальной собственности относятся к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 26.03.2012 N 03-03-06/1/157.

Из анализа судебной практики следует:

в Постановлении ФАС Московского округа от 16.03.2012 N А40-100845/10-4-498 суд принял сторону налогоплательщика, определив, что рекламный видеоролик не является материальным активом, ввиду чего расходы на его производство учитываются единовременно.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 30.11.2010 N КА-А41/14382-10 и от 23.03.2009 N КА-А40/2091-09.

Однако в делах, рассмотренных судом, рекламный ролик не отвечал понятию, указанному в п. 3 ст. 257 НК РФ, по сроку использования - в данном же случае он отвечает данному понятию.

Из позиции Минфина России следует, что расходы на рекламный ролик в рассматриваемой ситуации учитываются путем начисления амортизационных платежей.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

23.09.2012