Организация, осуществляющая торговую деятельность (автосалон), приняла решение разместить рекламу, в которой будет доводиться до сведения потенциальных потребителей информация о продаже автомобилей в кредит. На рекламных плакатах указано, что кредит предоставляется банком-партнером, без указания его наименования. Может ли организация учесть расходы на такую рекламу при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций?

Ответ: Организация (автосалон), размещающая рекламу, в которой доводится до сведения потенциальных потребителей информация о продаже автомобилей в кредит без указания наименования банка-партнера, предоставляющего кредит, не может учесть расходы на рекламу, так как реклама нарушает требования законодательства, ввиду чего является ненадлежащей, то есть расходы на нее являются экономически необоснованными.

Обоснование: Основываясь на нормах ст. 247 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Ввиду норм п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы не только должны иметь место в реальности, но также должны быть связаны с экономической деятельностью и подтверждены документально.

Исходя из норм пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, расходы, понесенные на проведение рекламы, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Согласно нормам ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следовательно, информация, отвечающая указанным критериям, является рекламой.

Как установлено нормами ч. 1 ст. 28 Закона N 38-ФЗ, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Соответственно, потребитель рекламы должен получать полную информацию о том, кто предоставляет услуги кредитования.

В Письме Минфина России от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418 финансовое ведомство указало, что не признаются в составе расходов на рекламу суммы, израсходованные на ненадлежащую рекламу.

Из анализа судебной практики следует:

в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 09.12.2008 N Ф04-7279/2008(17498-А70-6) суд при рассмотрении дела о признании рекламы ненадлежащей определил, что указание в рекламе "банк-партнер" без указания его полного наименования является нарушением законодательства о рекламе.

Косвенно данная позиция находит свое отражение в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 N А75-6555/2011, в котором суд указал, что неуказание лица, предоставляющего кредит, нарушает требования ч. 1 ст. 28 Закона N 38-ФЗ.

Из приведенного выше следует, что в данной ситуации организация не может учесть расходы на рекламу, так как реклама нарушает требования законодательства, ввиду чего является ненадлежащей, то есть расходы на нее являются экономически необоснованными.

Дополнительно отметим, что, если на рекламных плакатах будет указана необходимая информация о банке, не следует считать, что это будет реклама банка, а не автосалона, а потому делать вывод о невозможности признания расходов: ведь в рекламе приводится информация о продаже автомобилей автосалоном, помимо того, что говорится о том, что данная продажа осуществляется в кредит, - следует считать, что такая реклама направлена на привлечение внимания к автосалону и осуществляемой им деятельности.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

23.09.2012