Изменения в акционерном законодательстве
(Долинская В. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2006, N 11) Текст документаИЗМЕНЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В. В. ДОЛИНСКАЯ
Владимира Владимировна Долинская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии.
В Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ <1> (далее - ФЗ) внесены очередные изменения. В июле 2006 г. приняты и в августе уже вступили в силу три Закона, направленные на совершенствование акционерного и смежных с ним блоков законодательства: от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"; от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"; от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" <2>. -------------------------------- <1> См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с послед. изм. и доп.). <2> См. соответственно: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. ст. 3437; 3445; 3454.
Федеральный закон N 138-ФЗ отражает такую особенность развития современного рынка фондовых капиталов, как увеличение доли биржевых облигаций. Облигация как долговая ценная бумага дает ее держателю преимущества: возврат переданных в долг эмитенту денежных средств; получение процентов за пользование эмитентом денежными средствами облигационера (одномоментно - по окончании срока договора - или, чаще, периодическими платежами); отсутствие предпринимательского иска. Преимущества для эмитента облигаций в основном заключаются в: стабильности на определенный срок денежной массы; устранении инвесторов от рынка контроля над компанией; невозможности для инвестора потребовать повышения дохода по облигации в связи с ростом доходов компании. В целом Федеральный закон N 138-ФЗ направлен на упрощение порядка выпуска и размещения биржевых облигаций для доказавших свою финансовую надежность эмитентов. Эти процедуры допускаются для открытых акционерных обществ (далее - ОАО), акции которых прошли процедуру листинга, без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) при соблюдении ряда условий, особое значение среди которых имеют: размещение путем открытой подписки на биржевых торгах; срок существования эмитента (не менее трех лет) и наличие надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года; отсутствие условия конвертации в голосующие акции; форма эмитирования (документарная); условие перевода (на предъявителя); срок исполнения долгового обязательства (не более одного года с даты начала размещения); денежная форма исполнения обязательств и инвестором, и облигационером (п. 3 ст. 1 Федерального закона N 138-ФЗ, новая ст. 27.5.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ) <3>. -------------------------------- <3> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (с послед. изм. и доп.).
Ранее мы уже отмечали <4>, что выявленная тенденция развития современного рынка фондовых капиталов - сокращение доли акций в общей совокупности ценных бумаг акционерных обществ (далее - АО) в пользу облигаций, которые не дают их владельцам права голоса на общем собрании, - означает для этих юридических лиц падение роли акций в привлечении дополнительных средств с одновременным ростом их значения как рынков контроля над компаниями. В то же время потенциальная роль облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, для уставного капитала, распределения контроля, судьбы АО была подчеркнута уже январской новеллой ФЗ (Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ <5>): решение совета директоров (наблюдательного совета) АО о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается советом директоров единогласно всеми его членами без учета голосов выбывших, то есть единогласно всеми действующими членами совета директоров (п. 2 ст. 33 ФЗ). -------------------------------- <4> См.: Долинская В. В. Сделки с акциями: новое в правовом регулировании // Цивилист. 2006. N 2. <5> См.: СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 172.
Нынешние изменения (ст. ст. 2 - 4 Федерального закона N 138-ФЗ) распространяются на п. 2 ст. 102 ГК РФ, п. 3 ст. 33 ФЗ, а также п. п. 2 и 3 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <6> и, на наш взгляд, носят скорее редакционный характер. -------------------------------- <6> См.: СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785 (с послед. изм. и доп.).
Основные положения об облигациях по-прежнему касаются: 1) ограничений на выпуск облигаций - только после полной оплаты уставного капитала хозяйственного общества или (при отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, кроме выпуска облигаций с ипотечным покрытием и в иных случаях, установленных законами о ценных бумагах) не ранее третьего года существования хозяйственного общества и при условии надлежащего утверждения годовых балансов общества за два завершенных финансовых года; 2) характеристики облигаций - в отличие от некоторых стран в Российской Федерации для ценной бумаги обязательно указание номинальной стоимости; 3) соотношения заемного и уставного капитала хозяйственного общества и обеспечения субъективных прав и законных интересов потенциальных облигационеров и других кредиторов - номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер его уставного капитала и (или) величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами. Эти нормы на протяжении многих лет в том или ином виде регулярно воспроизводились в самом ФЗ и актах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг <7>. -------------------------------- <7> См., например: Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов, утвержденные Постановлением ФКЦБ от 30 апреля 2002 г. N 16/пс // Вестник ФКЦБ. 2002. N 7 (утратил силу); Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов, утвержденные Постановлением ФКЦБ от 19 октября 2001 г. N 27 // Вестник ФКЦБ. 2002. N 12; Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс // Вестник ФКЦБ. 2003. N 9 (утратил силу); Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н // БНА. 2005. N 18.
Представляется более актуальным решение вопросов: 1) о соотношении величин заемного капитала (номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций), уставного капитала АО и ипотечного покрытия облигаций; 2) об установлении минимальной величины обеспечения, предоставляемого АО третьими лицами, на период первых трех лет существования АО. Федеральный закон N 146-ФЗ является самым объемным из пакета анализируемых актов и носит специальный характер. Основные новеллы касаются: отдельных вопросов учреждения акционерных обществ и контроля в акционерном праве; конкретизации порядка реорганизации акционерных обществ; изменения уставного капитала, ряда других вопросов имущественных отношений; отдельных вопросов статуса, компетенции и деятельности органов управления АО; гарантий прав акционеров и их отдельных групп. Мы неоднократно указывали на пробел в законодательстве по вопросам повестки дня учредительного собрания: расширительного толкования ст. 9 требует сравнительный анализ норм ФЗ. Например, в материалы, подлежащие представлению акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, входит заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (п. 3 ст. 52 ФЗ), ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров (подп. 9 п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 85 ФЗ). Следовательно, чтобы выполнить требование Закона уже при подготовке к первому годовому общему собранию, необходимо избрать ревизионную комиссию на учредительном собрании. В связи с этим следует изменить редакцию п. 2 ст. 9 ФЗ: "Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов общества". С удовлетворением отмечаем, что наше предложение в несколько измененном виде нашло отражение в ст. 1 Федерального закона N 146-ФЗ. Более того, решение об учреждении общества не только должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения среди прочих вопросов по вопросу избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества, но также может содержать результаты голосования учредителей и принятое ими решение об утверждении аудитора общества. Объединение в одной статье органов АО и внешнего по отношению к обществу субъекта объясняется, во-первых, тем, что и ревизионная комиссия (ревизор), и аудитор являются субъектами контроля в акционерном праве (но ревизионная комиссия - внутреннего, а аудитор - внешнего) со схожими функциями; во-вторых, в деятельности обоих превалирует постконтроль; в-третьих, за рубежом неоднозначно решается вопрос об их квалификации. Примечательно, что в изъятие из обычного принципа подсчета голосов на учредительном собрании в отношении вопросов об избрании ревизионной комиссии и аудитора, так же как ранее и органов управления АО, законодатель установил корпоративный принцип подсчета голосов (квалифицированное большинство в 3/4 голосов), которые представляют подлежащие размещению среди учредителей акции. Нормы о реорганизации АО неоднократно критиковались в литературе и подвергаются изменениям и дополнениям с целью детализации и обеспечения прав заинтересованных лиц довольно часто (в 1999, 2001 гг.). В новой редакции устранены проблемы в точном определении правопреемника при реорганизации и передаваемого имущества (его состава и объема) <8>. "Передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве ПО ВСЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ реорганизуемого общества в отношении ВСЕХ его КРЕДИТОРОВ И ДОЛЖНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ОСПАРИВАЕМЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, и ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОПРЕЕМСТВА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ вида, состава, стоимости ИМУЩЕСТВА реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс" (доп. п. 6 ст. 15 ФЗ; выделено мной. - В. Д.). -------------------------------- <8> См. первоначальную редакцию ч. 2 п. 5 ст. 15 ФЗ, ч. 3 п. 6 ст. 15 ФЗ, п. 3 ст. 60 ГК, ч. 2 п. 7 ст. 50 НК РФ.
Конкретизировано содержание договоров о слиянии, о присоединении и решений о реорганизации АО в форме разделения, выделения, преобразования (нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 16, новый п. 3.1 ст. 16, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 17, новый п. 3.1 ст. 17, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 18, новый п. 3.1 ст. 18, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 19, новый п. 3.1 ст. 19, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 20, новый п. 3.1 ст. 20 ФЗ), включая возможность введения особого порядка совершения реорганизуемым АО сделок или запрета на их совершение на период реорганизации общества (новый п. 7 ст. 15 ФЗ). Унифицированы порядок реорганизации по различным формам, содержание оформляющих ее документов, решений органов управления (нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 16, новый п. 3.1 ст. 16, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 17, новый п. 3.1 ст. 17, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 18, новый п. 3.1 ст. 18, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 19, новый п. 3.1 ст. 19, нов. ред. п. п. 2 и 3 ст. 20, новый п. 3.1 ст. 20 ФЗ). Особого внимания заслуживают: выделение вопросов об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого в результате реорганизации АО; легальное возложение обязанностей по совершению определенных действий (проведению общего собрания акционеров, утверждению передаточного акта, разделительного баланса и т. п.) на каждое АО, участвующее в реорганизации. Гражданско-правовому принципу равенства участников отношений соответствует новелла ФЗ о численном составе совета директоров (наблюдательного совета), возникающего в результате реорганизации АО: "Отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества. Рассчитанное в соответствии с настоящим пунктом количество членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, округляется до целого числа в соответствии с действующим порядком округления" (нов. ред. п. 2 ст. 16 ФЗ, подп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона N 146-ФЗ; см. также новый п. 8 ст. 53 ФЗ). К этой норме близки по своей направленности новые п. 3.2 ст. 18 и п. 3.2 ст. 19 ФЗ о том, что избрание совета директоров (наблюдательного совета) каждого АО, создаваемого путем реорганизации в форме разделения/выделения, осуществляется акционерами реорганизуемого общества, среди которых в соответствии с решением о реорганизации АО должны быть размещены обыкновенные акции соответствующего создаваемого общества, а также акционерами - владельцами привилегированных акций реорганизуемого АО (являющихся на момент принятия решения о реорганизации общества голосующими акциями в соответствии с п. 5 ст. 32 ФЗ), среди которых в соответствии с решением о реорганизации АО должны быть размещены привилегированные акции соответствующего создаваемого общества. Одновременно эти нормы реализуют декларированное ст. 32 ФЗ предоставление права голоса по привилегированным акциям в случаях изменения правового статуса АО и реального или потенциального умаления прав владельцев привилегированных акций. К рассмотренной норме, казалось бы, близки по своей направленности, но вызывают прямо противоположную реакцию новые п. 3.3 ст. 18 и п. 3.3 ст. 19 ФЗ (бывшие ч. 2 п. 3 ст. 18, ч. 3 п. 3 ст. 19 ФЗ). Обязанность (!) акционера реорганизуемого в форме разделения или выделения АО, голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения или выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества и ранее вызывала у нас недоумение и критику <9>. -------------------------------- <9> См., например: Долинская В. В. АО: общая характеристика и основные проблемы // Закон. 2004. N 9.
Явно не относится к положительным достижениям законодателя новелла ФЗ - п. 3.1 ст. 17, в определенной степени допускающий смешение договора о присоединении и устава АО. Дублирование норм в уставе и договоре (о присоединении) вряд ли повысит их эффективность, но еще больше усложнит вопрос об их соотношении. Абсолютная новелла ст. 19.1 ФЗ об особенностях разделения или выделения АО, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением. Она является специальной по отношению к ст. ст. 15 - 19 ФЗ, которые, соответственно, применяются, если иное не установлено в ст. 19.1 ФЗ. Разделение или выделение АО, осуществляемые одновременно со слиянием или с присоединением, могут распространяться на одно или несколько юридических лиц. Применительно к решению общего собрания акционеров (юридическому акту в широком смысле слова) законодатель использовал конструкцию, известную нам по сделкам, совершенным с отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК): "Решением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме разделения или выделения, принимаемым в соответствии с настоящей статьей, может быть предусмотрено условие о вступлении этого решения в силу только в случаях, если общим собранием акционеров реорганизуемого общества принято решение об одновременном слиянии общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, с другим обществом или другими обществами либо об одновременном присоединении создаваемого общества к другому обществу и (или) общим собранием акционеров другого общества или других обществ, участвующих в слиянии или присоединении, приняты решения, указанные в пункте 2 статьи 16 или пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона" (п. 6 ст. 19.1 ФЗ). Предусмотрен упрощенный порядок эмиссии ценных бумаг АО, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения в соответствии со ст. 19.1 ФЗ, - без государственной регистрации выпусков его ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах их выпуска (п. 7 ст. 19.1 ФЗ). Продолжается традиция акционерного законодательства по совмещению различных функций одним документом - в данном случае разделительного баланса и передаточного акта (п. 8 ст. 19.1 ФЗ). Большое внимание уделено законодателем вопросам имущественных отношений в акционерном праве. До недавнего времени главным основанием для уменьшения номинальной стоимости акций признавалось превышение уставного капитала над стоимостью чистых активов по окончании второго и каждого последующего финансового года (п. 4 ст. 35 ФЗ), то есть приоритет признавался за обязанностью АО по изменению уставного капитала. Эта ситуация детализирована в новых п. п. 7 и 8 ст. 35 ФЗ. Однако больший интерес представляет новый п. 3 ст. 29 ФЗ, который предусматривает право АО по изменению уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, реализуемое в интересах акционеров: "Решением об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций могут быть предусмотрены выплата всем акционерам общества денежных средств и (или) передача им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг, размещенных другим юридическим лицом". Предусмотрен порядок вынесения этого вопроса на рассмотрение общего собрания акционеров - только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) АО; детализировано содержание такого решения об уменьшении уставного капитала АО; установлен кворум для его принятия - квалифицированное большинство в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров; разработан механизм, обеспечивающий равное соблюдение прав всех акционеров через квотирование ценных бумаг и составление списка лиц, имеющих право на получение денежных средств и (или) приобретаемых акционерами общества на основании решения об уменьшении уставного капитала АО путем уменьшения номинальной стоимости акций эмиссионных ценных бумаг. С учетом разнонаправленных потребностей заинтересованных в деятельности АО лиц законодатель попытался предусмотреть гарантии интересов АО в противовес эгоистичному произволу акционеров. "Отношение величины, на которую уменьшается уставный капитал общества, к размеру уставного капитала общества до его уменьшения не может быть меньше отношения получаемых акционерами общества денежных средств и (или) совокупной стоимости приобретаемых акционерами общества эмиссионных ценных бумаг к размеру чистых активов общества. Стоимость эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих обществу, и размер чистых активов общества определяются по данным бухгалтерского учета общества на отчетную дату за последний квартал, предшествующий кварталу, в течение которого советом директоров (наблюдательным советом) общества принято решение о созыве общего собрания акционеров общества, повестка дня которого содержит вопрос об уменьшении уставного капитала общества" (ч. 4 п. 3 ст. 29 ФЗ). Новые п. п. 4 и 5 ст. 29 ФЗ о запрете АО принимать решение об уменьшении уставного капитала, выплачивать денежные средства и (или) отчуждать эмиссионные ценные бумаги в соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗ однонаправлены с п. 1 ст. 29 ФЗ, ст. 43, п. п. 1 и 2 ст. 73 ФЗ и призваны обеспечивать субъективные права и законные интересы акционеров, кредиторов и самого АО. Большое внимание уделяется акциям АО, попавшим на баланс общества, поступившим в его распоряжение (нов. ред. абз. 5 п. 1 ст. 34, нов. ред. п. 6 ст. 76 ФЗ). Недостатками являются сохраняющееся несовпадение терминологии и новелла о цене их реализации. Нарекания вызывает несовпадение терминологии, за которым, на наш взгляд, стоит неоднозначная квалификация прав АО: п. 1 ст. 34 ФЗ - к обществу переходит право собственности; ст. ст. 72, 73 ФЗ - общество приобретает акции; ст. 76 - общество выкупает акции; акции поступают в распоряжение общества, переход права собственности на выкупаемые акции к обществу. Во всех случаях акции не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды, то есть АО не извлекает из этих акций полезных свойств имущественного и организационно-имущественного (управленческого) характера. Распоряжение ими со стороны общества сводится к их реализации (продаже) в срок и по цене, которые определены ФЗ, или при неосуществлении подобных действий - к их погашению. Таким образом, из трех правомочий собственника у АО отсутствует правомочие пользования и сведено к минимуму правомочие распоряжения. Владение носит скорее учетный, чем гражданско-правовой характер. Новые редакции абз. 5 п. 1 ст. 34 и п. 6 ст. 76 ФЗ предписывают АО реализовать акции по цене не ниже их рыночной стоимости (ранее - номинальной). При слабо развитом вторичном рынке ценных бумаг ужесточение требований в отношении цены реализации акций приведет, как представляется, к увеличению случаев уменьшения уставного капитала путем погашения указанных акций. Кроме того, это является необоснованным ограничением прав собственника или титульного владельца (в зависимости от квалификации прав АО на эти акции). Ряд норм Федерального закона N 146-ФЗ посвящен правовому положению, компетенции и деятельности органов управления АО и осуществляющих их полномочия лиц: расширена компетенция общего собрания акционеров (например, нов. ред. п. 1 ст. 77 ФЗ), совета директоров; уточнена правовая квалификация действий управляющей организации (например, нов. ред. п. 3 ст. 69 ФЗ) и т. д. Наряду с п. 6 ст. 19.1 ФЗ вопросов юридической силы решений органов управления АО касается новый п. 8 ст. 49 ФЗ, который предусматривает возможность указания срока, по истечении которого решение общего собрания акционеров по вопросам, указанным в пп. 2, 6, 7, 14 п. 1 ст. 48 ФЗ (наиболее значимым в имущественном и статутном отношении), не подлежит исполнению. Федеральный закон N 146-ФЗ, как мы уже убедились, большое внимание уделяет гарантиям субъективных прав и законных интересов акционеров. Несмотря на провозглашенное равенство участников гражданских и акционерных правоотношений, по-прежнему сохраняется приоритет государства и муниципальных образований. "В случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов" (нов. ред. ч. 1 п. 3 ст. 77 ФЗ). Законом определены срок уведомления, перечень документов, представляемых в указанный федеральный орган исполнительной власти, полномочия этого органа и порядок подготовки мотивированного заключения на представленные документы. В случае получения обществом заключения уполномоченного органа о несоответствии цены объектов сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты совет директоров (наблюдательный совет) АО принимает решение об отказе от совершения сделки или об определении цены объектов с обязательным привлечением оценщика и соблюдением порядка, установленного ст. 77 ФЗ. Однако заключение уполномоченного органа может быть оспорено. Кроме того, сделка, которая совершена АО с нарушением порядка, установленного ст. 77 ФЗ, или цена которой является в соответствии с п. 3 ст. 77 ФЗ недостоверной, может быть признана недействительной по иску уполномоченного органа в течение шести месяцев со дня, когда уполномоченный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки, то есть является только оспоримой. Наконец, в Законе отсутствует механизм обеспечения прав и интересов других владельцев такого же пакета голосующих акций. Привилегированное положение государства и муниципальных образований как участников АО нашло свое отражение и в Федеральном законе N 155-ФЗ. Однако в отличие от прежней ред. п. 6 ст. 28 ФЗ четче определен статус АО, участниками которого являются государство или муниципальное образование, - только общество, созданное в процессе приватизации; и снято жесткое ограничение по обязательному сохранению доли государства или муниципального образования. В связи с одновременным внесением изменений в ФЗ и в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <10> решен ряд сопутствующих вопросов. -------------------------------- <10> См.: СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале ОАО обеспечивается внесением в уставный капитал указанного АО государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций. Снятие ограничения по обязательному сохранению доли государства или муниципального образования возможно по решению Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Представленный вашему вниманию краткий обзор ни в коей мере не исчерпывает всего богатства летних изменений акционерного законодательства. При всей их неоднозначности бесспорными достоинствами этих трех Законов являются комплексный характер регулирования и однонаправленность изменений в различных отраслях законодательства; стремление снять существующие противоречия в различных источниках права и даже в разных статьях одного акта; усиление мер обеспечения заинтересованных в деятельности АО лиц. Все это свидетельствует о постепенном росте уровня правового регулирования акционерных отношений в России.
Название документа