Организация заключила с банками опционные соглашения на покупку акций (CALL), в рамках которых она приобретает право купить у банков акции российских организаций. По опционным соглашениям организация уплачивает банкам премию в установленном размере, комиссионное вознаграждение, расчет которого также установлен в опционном соглашении, и возмещает дополнительные расходы банка, связанные с опционными сделками, на основании представленного акта возмещения расходов
Через некоторый период времени (больше года) ввиду утраты интереса к приобретению акций организация приняла решение не реализовывать право на приобретение акций в рамках опционных соглашений.
Вправе ли организация учесть расходы в виде опционной премии и комиссионное вознаграждение, выплаченные банкам в составе прочих расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в случае отказа от приобретения акций на основании опционных соглашений?
В соответствии с учетной политикой организации порядок налогообложения, установленный ст. ст. 301 - 305 и 326 НК РФ, применяется только в отношении расчетных срочных сделок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/489
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о налогообложении опционов и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Налогоплательщик вправе с учетом требований ст. 301 Кодекса самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
По вопросу возможности отнесения на расходы премии, уплаченной по опционному контракту, не признаваемому в соответствии с применяемой налогоплательщиком учетной политикой срочной сделкой, сообщаем следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Согласно ст. 326 Кодекса премия по опционному контракту, в соответствии с соглашением сторон, независимо от его квалификации как финансового инструмента срочной сделки или как сделки с отсрочкой исполнения признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
Учитывая изложенное, если учетной политикой налогоплательщика предусмотрено, что операциями с финансовыми инструментами срочных сделок признаются только расчетные срочные сделки и опционные контракты по своему содержанию предполагают их исполнение путем поставки ценных бумаг, то расходы в виде премии, уплаченной по опционному контракту, в том числе при отказе от исполнения опционного контракта, комиссионного вознаграждения, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов при условии их обоснованности и документальной подтвержденности.
При этом на основании положений ст. 272 Кодекса датой признания указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ
20.09.2012