Кем и каким образом должно быть установлено и как зафиксировано нарушение работодателем трудового законодательства в отношении работника, чтобы у последнего возникло право расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе на условиях, указанных в ч. 3 ст. 80 ТК РФ?

Ответ: Нарушение работодателем трудового законодательства может быть зафиксировано судом в судебном приказе, решении, определении суда, постановлении президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу; решении комиссии по трудовым спорам, приобретшем обязательную силу; представлении об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, профсоюзного инспектора труда; акте проверки государственного инспектора труда; протесте, представлении и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора.

Обоснование: Частью 3 ст. 80 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

В этом случае на работника не возложена обязанность предупредить работодателя не позднее чем за две недели до даты предполагаемого увольнения.

В соответствии с пп. "б" п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" нарушение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора может быть установлено, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом.

Во-первых, нарушение трудового законодательства может быть установлено судом.

Согласно ч. 1 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

По нашему мнению, нарушение трудового законодательства может быть установлено судебным приказом, решением суда, определением суда, постановлением президиума суда надзорной инстанции, вступившими в законную силу.

Во-вторых, нарушение трудового законодательства может быть установлено комиссией по трудовым спорам.

В соответствии с ч. 1 ст. 384 и ч. 1 ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя и является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

По смыслу ч. 1 ст. 389, ч. 2 ст. 390 ТК РФ решение комиссии по трудовым спорам приобретает обязательную силу по истечении десяти дней со дня вручения его копии работнику и работодателю. С этого момента работник может использовать право не предупреждать работодателя не менее чем за две недели о предстоящем увольнении.

В-третьих, нарушение трудового законодательства может быть установлено профессиональным союзом.

В соответствии с ч. 1 ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Однако трудовым законодательством, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15, не урегулировано, как должно быть зафиксировано профсоюзом нарушение трудового законодательства. Вышеуказанные правовые акты не устанавливают, что профсоюзный инспектор должен составлять какой-либо акт проверки или иной документ, в котором будут зафиксированы нарушения трудового законодательства.

Часть 2 ст. 370 ТК РФ предусматривает, что работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Часть 6 ст. 370 ТК РФ устанавливает, что профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.

Поэтому, по нашему мнению, нарушение трудовых прав работника должно считаться зафиксированным, когда профсоюзный инспектор выдал представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В-четвертых, нарушение трудового законодательства может быть установлено государственным инспектором труда и прокуратурой.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Непосредственно проверки проводятся государственными инспекторами труда.

Порядок проведения проверок приведен в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее - Положение N 875).

Согласно п. 14 Положения N 875 по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

Таким образом, государственным инспектором труда нарушение трудового законодательства фиксируется в акте проверки.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 1 Закона N 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с указанными нормами прокуратура также может установить нарушение трудового законодательства для целей применения ч. 3 ст. 80 ТК РФ.

Законом N 2202-1 не предусмотрен какой-либо документ, например, акт проверки, в котором должны быть зафиксированы нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки.

Из ст. ст. 23, 24, 25 Закона N 2202-1 следует, что в случае выявления нарушений трудового законодательства прокурор вправе принести протест на противоречащий закону правовой акт, внести представление об устранении нарушений закона, а также вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Таким образом, нарушения трудового законодательства могут быть зафиксированы в протесте, представлении прокурора и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.

А. Н.Губин

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

20.09.2012