Является ли правомерным применение форм БО-14-автосервис в случае предоставления услуг автосервиса за наличный расчет без применения ККТ?

Ответ: Применение форм БО-14-автосервис (утв. Письмом Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15) в случае предоставления услуг автосервиса за наличный расчет является неправомерным. До разработки в нижеприведенном порядке бланков строгой отчетности организация автосервиса обязана применять контрольно-кассовую технику.

Обоснование: Организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ)).

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-11-11/212, ФНС России от 21.03.2012 N АС-4-2/4767).

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 359).

Организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, изготовленный типографским способом (или сформированный с использованием автоматизированных систем) документ (как форма бланка строгой отчетности), в котором должны содержаться реквизиты, установленные в п. п. 3 и 4 Положения N 359.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 5 Положения N 359).

Так, ФНС России в Письме от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@ разъяснено, что в настоящее время для услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей формы бланков строгой отчетности в соответствии с Положением N 359 не утверждены, поэтому организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие такие услуги, могут применять самостоятельно разработанные формы бланков строгой отчетности с учетом п. 3 Положения N 359.

Форма БО-14 автосервис, состоящая из форм "Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции", была утверждена Письмом Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15, в котором изначально не предусматривалось ее применение взамен контрольно-кассовых машин. Использование этих форм было возможно до 01.12.2008 одновременно с выдачей кассовых чеков. К тому же в отношении других бланков, утвержденных этим же Письмом (в отношении ритуальных услуг), УФНС России по г. Москве в Письме от 21.11.2011 N 17-15/112571 разъяснено, что их применение после 01.12.2008 неправомерно.

За отсутствие контрольно-кассовой техники общество было привлечено к административной ответственности (Постановление ФАС Уральского округа от 03.10.2005 N Ф09-4380/05-С1).

Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН) (Письмо Минфина России от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2012 по делу N А42-8583/2010).

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств на основании ОКУН относятся к услугам населению (коды 017100 - 017600 подгруппы 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования", группы 01 "Бытовые услуги").

Таким образом, до разработки в вышеприведенном порядке бланков строгой отчетности организация автосервиса обязана применять контрольно-кассовую технику.

Обратите внимание на то, что в случае применения специального налогового режима ЕНВД (а с 01.01.2013 - патентной системы налогообложения (гл. 26.5 Налогового кодекса РФ в рамках действия Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")) организация автосервиса также не вправе применять документ с приведенным в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ перечнем сведений.

Стоит заметить, что при разработке собственного бланка организация вправе взять за основу и бланки на основе форм БО-14-автосервис, поскольку пп. "к" п. 3 Положения N 359 позволяет указать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ (не исключая указанных в п. 3 обязательных реквизитов).

Л. Г.Жадан

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

19.09.2012