Об отсутствии оснований для включения в госконтракт условий о коммерческом кредите, регламентирующих предоставление кредитов и осуществление заимствований, а также об уплате неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного госконтрактом

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2012 г. N 02-11-04/3810

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело запрос о возможности включения в государственный контракт условий о коммерческом кредите и начислении процентов по нему и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Положениями ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. При этом в соответствии с пп. 2 ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются правила главы о займе и кредите, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

Таким образом, обязательство коммерческого кредита не образует отдельного договора, а входит в состав иных гражданско-правовых договоров. Коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие, содержащееся в возмездном договоре. Например, договор купли-продажи, аренды, подряда, перевозки и т. д. может включать условие о полной предварительной оплате или авансе предоставленного имущества, результатов работ или оказания услуг (установленное в интересах отчуждающего или услугодателя) либо, напротив, об отсрочке или рассрочке такой оплаты (служащее интересам приобретателя или услугодателя). При этом экономически во всех перечисленных случаях возникает "кредитное обязательство" одной стороны договора перед другой, например, при купле-продаже товара с рассрочкой его оплаты.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) документация открытого конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме, далее - аукцион), запрос котировок должны содержать сведения о сроках и порядке (условиях) оплаты товара, работ, услуг.

Согласно нормам ст. ст. 516 и 525 Гражданского кодекса заказчик оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных государственным контрактом.

Согласно положениям ст. ст. 711 и 746 Гражданского кодекса заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно, если договором подряда не установлено иное.

В соответствии со ст. ст. 98 - 100 Бюджетного кодекса Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе получать кредит внутри страны исключительно от кредитных организаций.

Кроме того, положениями ст. ст. 94 - 96 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, дефицита местного бюджета включается разница между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации.

С учетом вышеуказанного Минфин России полагает, что правовые основания для применения норм о коммерческом кредите к государственным контрактам в части регламентирования предоставления кредитов и осуществления заимствований отсутствуют.

Дополнительно стоит отметить, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ. Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

А. М.ЛАВРОВ

19.09.2012