Об отсутствии оснований для выработки дополнительных мер к определению рыночных цен и методам их контроля
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2012 г. N 03-01-18/7-130
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
При этом согласно п. 3 ст. 40 Кодекса в случаях, предусмотренных п. 2 указанной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Пункт 2 ст. 40 Кодекса предусматривает, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) положения ст. ст. 20 и 40 Кодекса со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 Кодекса до 1 января 2012 г.
Кроме того, Законом N 227-ФЗ введен в действие разд. V.1 Кодекса, устанавливающий принципы определения цен для целей налогообложения. В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 227-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в ред. Закона N 227-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 Кодекса со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ (с 1 января 2012 г.), вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Статьей 105.3 Кодекса предусмотрено, что в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
При этом для целей Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. Кроме того, ст. 105.4 Кодекса установлены особые случаи признания цен рыночными. Так, с 1 января 2012 г. в случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (за исключением ситуаций, когда цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) регулируются или устанавливаются в соответствии с федеральным законом). При этом в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 105.3 Кодекса налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.
В свою очередь, в случае выявления занижения сумм указанных в п. 4 ст. 105.3 Кодекса налогов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз.
В случаях несогласия с выводами налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать действия этого налогового органа в досудебном и судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Позиция, изложенная ФНС России, свидетельствует о том, что при проведении налоговых проверок правильности применения рыночных цен в соответствии со ст. 40 Кодекса в качестве рыночных признаются цены, рекомендованные предписаниями антимонопольного органа. Доначисления налогов в этом случае не производятся.
Для разрешения возможных спорных ситуаций и формирования практики взаимодействия налоговых и антимонопольных органов создана межведомственная рабочая группа ФНС России и ФАС России (Приказ от 27.06.2012 N ММВ-7-13/424@/428). ФАС России придерживается позиции, согласно которой выработке единообразного подхода к определению рыночных цен на основании положений Кодекса должен предшествовать детальный анализ имеющейся судебной практики по данному вопросу. При этом в настоящее время согласно позиции ФНС России отсутствуют спорные ситуации по прошлым налоговым периодам в части вопросов ценообразования для целей применения налогового и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
По периодам с 1 января 2012 г. Законом N 227-ФЗ рассматриваемый вопрос урегулирован.
Таким образом, выработка дополнительных мер к определению рыночных цен и методам их контроля не требуется.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
19.09.2012