Основным видом деятельности организации является деятельность тотализаторов, в установленном порядке организация зарегистрирована как организатор тотализатора. В целях поощрения клиентов за участие в тотализаторе организация проводит стимулирующую лотерею, не основанную на риске. Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении сумм, выплачиваемых физическим лицам в качестве выигрышей от участия в стимулирующей лотерее?

Ответ: Учитывая позицию Минфина России и судебную практику, если организация зарегистрирована как организатор тотализатора и в целях поощрения клиентов проводит стимулирующую лотерею, не основанную на риске, то она не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении сумм, выплачиваемых физическим лицам в качестве выигрышей от участия в стимулирующей лотерее.

Обоснование: В соответствии с п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 4000 руб., полученные в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

На основании п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ.

Исходя из п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога, в соответствии с настоящей статьей, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), исходя из сумм таких выигрышей.

Как следует из п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", стимулирующей лотереей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Минфин России в Письме от 19.04.2012 N 03-04-05/9-529 разъяснил, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней применяются положения п. 2 ст. 224 НК РФ, согласно которым налоговая ставка в размере 35 процентов применяется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб.

Следовательно, обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента.

Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц.

Данное Письмо направлено Письмом ФНС России от 25.06.2012 N ЕД-4-3/10338@ для использования в работе нижестоящими налоговыми органами.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 05.05.2012 N 03-04-05/9-609 и от 04.04.2012 N 03-04-05/9-438.

Однако во всех приведенных выше Письмах Минфина России рассматривались ситуации, когда стимулирующие лотереи проводили юридические лица, не являющиеся организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.

Ситуация, когда такую лотерею проводят именно такие юридические лица, рассмотрена только в Письме Минфина России от 06.05.2011 N 03-04-05/1-342, в котором разъяснено, что с 01.01.2002 выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, а согласно пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют, уплачивают налог на доходы физических лиц и представляют в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Учитывая данную позицию Минфина России, следует заключить, что если основным видом деятельности организации является деятельность тотализаторов, организация в установленном порядке зарегистрирована как организатор тотализатора и в целях поощрения клиентов за участие в тотализаторе проводит стимулирующую лотерею, не основанную на риске, данная организация не является налоговым агентом в отношении сумм, выплачиваемых физическим лицам в качестве выигрышей от участия в стимулирующей лотерее и превышающих 4000 руб.

Правомерность именно такого вывода подтверждает и судебная практика.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 N 09АП-12314/2012-АК, 09АП-11914/2012-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 31.07.2012 N А40-7668/12-99-38 данное Постановление оставлено без изменения) отклонены доводы налогового органа о том, что проведение стимулирующей лотереи организацией - организатором тотализатора является рекламной акцией и в связи с этим организация при вручении денежных призов (выигрышей) победителям стимулирующих лотерей выступает налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.

Суд установил, что основным видом деятельности организации является деятельность по организации азартных игр (деятельность игровых залов, эксплуатация игровых автоматов; деятельность игорных домов (казино); деятельность тотализаторов, организация лотерей, включая продажу лотерейных билетов) - ОКВЭД 92.71.

Организация проводила стимулирующие лотереи в рамках основной деятельности, целью которых являлось поощрение клиентов за участие в игровом процессе. Победителями лотерей стали физические лица.

Также согласно разъяснениям Минфина России от 06.05.2011 N 03-04-05/1-342 организации, основным видом деятельности которых является деятельность по организации азартных игр (деятельность игровых залов, эксплуатация игровых автоматов); деятельность игорных домов (казино); деятельность тотализаторов, организация лотерей, включая продажу лотерейных билетов, и имеющие соответствующие лицензии, не являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц, а физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм таких выигрышей.

Более того, согласно Письму ФНС России от 02.03.2006 N 04-1-03/115 физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм таких выигрышей (в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Положениями гл. 23 НК РФ на организаторов тотализаторов и лотерей, выплачивающих выигрыши физическим лицам, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм (обязанности налогового агента).

Таким образом, если организация не зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, то в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом и должна исполнять обязанности налогового агента, определенные ст. ст. 226 и 230 НК РФ (Письмо ФНС России от 02.03.2006 N 04-1-03/115).

Таким образом, судом сделаны выводы, согласно которым организация, зарегистрированная как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке и имеющая соответствующую лицензию, не должна исполнять обязанности налогового агента, определенные ст. ст. 226 и 230 НК РФ, в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам (Письмо ФНС России от 02.03.2006 N 04-1-03/115).

На основании изложенного суд указал, что организация не приобрела статуса налогового агента по выплаченным суммам выигрыша от участия в лотерее и, следовательно, у организации не возникло обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 24, ст. 230, п. 4 ст. 226 НК РФ, по исчислению и удержанию налога на доходы физических лиц, а также по учету его дохода и представлению в налоговый орган сведений о доходах физического лица.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

16.09.2012