Организация (ООО) направляет жалобу руководителю органа местного самоуправления на действия должностного лица этого органа, выразившиеся в несвоевременном оказании муниципальных услуг по заявлению организации. Надлежит ли руководителю организации, подписавшему жалобу, подтверждать свои полномочия действовать от имени организации без доверенности? Если да, то как именно (в том числе в случае, если жалоба подается в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг)?

Ответ: Руководителю организации, подписавшему жалобу на действия должностного лица органа местного самоуправления, при ее подаче надлежит подтвердить свои полномочия действовать от имени организации без доверенности и представить копию решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности. При подаче жалобы в электронном виде документы, подтверждающие полномочия на осуществление действий от имени заявителя, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) заявитель может обратиться с жалобой на действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, в том числе в случае нарушения срока предоставления муниципальной услуги.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя (ч. 2 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 указанного Постановления Правительства РФ органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Таким образом, положения Правил могут распространяться и на порядок обжалования действий должностных лиц органов местного самоуправления, если это закреплено в соответствующих нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

На основании пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Согласно пп. в" п. 4 Правил в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В силу п. 6 Правил в электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

б) федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

Из п. 7 Правил следует, что при подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в п. 4 Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 63-ФЗ видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются Законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

В связи с тем что Правилами не уточняется, какая именно из указанных электронных подписей должна применяться, заявитель при представлении документа, подтверждающего его полномочия, вправе применить любой вид электронной подписи из числа установленных ч. 1 ст. 5 Закона N 63-ФЗ.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

14.09.2012