Организация приобрела по спецзаказу канцелярские товары (тетради, блокноты, ручки, ластики и т. д.) с логотипом данной организации. Часть таких товаров раздается на улице гражданам и клиентам, иным контрагентам организации в целях реализации маркетинговой политики, а часть - работникам организации в целях формирования ее имиджа (в частности, для использования работниками данных канцтоваров при работе с клиентами)
Можно ли учесть расходы на приобретение указанных канцелярских товаров в целях исчисления налога на прибыль? Будут ли указанные операции считаться реализацией? Возникают ли в данном случае канцелярские или рекламные расходы?
Ответ: Организация в рассматриваемом случае должна учитывать затраты на изготовление канцелярских товаров с ее логотипом при исчислении налога на прибыль в зависимости от тех целей, на достижение которых такая продукция была направлена:
- продукция, направленная на обеспечение работников канцелярскими товарами, учитывается в составе расходов на канцелярские товары в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ;
- продукция, направленная на раздачу неопределенному кругу лиц, учитывается на основании пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ в качестве расходов на рекламу в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из Письма ФАС России от 30.10.2006 N АК/18658, направленного для использования в работе Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@, следует, что Закон N 38-ФЗ устанавливает определенные требования к рекламе именно как к информации, к ее содержанию, местам и способам распространения, но не регулирует порядок передачи такой информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при ее изготовлении или при подготовке ее к распространению для неопределенного круга лиц. Нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию, одежду осуществляется в рекламных целях, вместе с тем данная продукция может быть также использована и самим юридическим лицом (его работниками) для собственных нужд при организации работы предприятия, непосредственном осуществлении своей деятельности. В таком случае информация, нанесенная на такую продукцию, не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее не будут распространяться требования Закона N 38-ФЗ. Соответственно, при предоставлении работнику юридического лица изготовленной сувенирной продукции (например, ручек) или спецодежды для использования в качестве канцелярских товаров, униформы юридическое лицо не осуществляет функций по распространению рекламы, равно как и не передает такую продукцию работникам в рекламных целях, однако обеспечивает организацию работы юридического лица.
Следовательно, если канцелярская продукция с логотипом налогоплательщика не предназначалась для неопределенного круга лиц и подлежала распространению среди работников организации, такая продукция не соответствует определению понятия рекламы (см. также Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2007, 09.03.2007 N КА-А40/1026-07 по делу N А40-44145/06-151-233).
В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на канцелярские товары относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Следовательно, расходы на обеспечение работников общества канцелярскими товарами, хотя и обладающими рекламной символикой, но используемыми работниками общества в качестве канцелярских товаров, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве прочих расходов на основании пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на канцелярские товары (см. Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17593-10 по делу N А40-55061/10-99-250).
Что касается раздаваемых неопределенному кругу лиц канцелярских товаров, по нашему мнению, такие товары носят характер рекламной сувенирной продукции, так как, во-первых, раздаются бесплатно, во-вторых, содержат логотип организации, привлекающий внимание к объекту рекламирования, в-третьих, раздаются неопределенному кругу лиц.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 настоящей статьи.
На основании п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Учитывая изложенное, в связи с тем что расходы на изготовление рекламной сувенирной продукции, раздаваемой неопределенному кругу лиц, не поименованы в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы на изготовление такой продукции, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения должны признаваться организацией в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (см. также Письмо Минфина России от 23.09.2004 N 03-03-01-04/2/15, Постановление ФАС Московского округа от 18.12.2007 N КА-А40/13151-07 по делу N А40-192/07-4-2).
Таким образом, организация в рассматриваемом случае должна учитывать затраты на изготовление канцелярских товаров с ее логотипом при исчислении налога на прибыль в зависимости от тех целей, на достижение которых такая продукция была направлена:
продукция, направленная на обеспечение работников канцелярскими товарами, учитывается в составе расходов на канцелярские товары в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ;
продукция, направленная на раздачу неопределенному кругу лиц, учитывается на основании пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ в качестве расходов на рекламу в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
14.09.2012