Положениями Кодекса закреплена обязанность банков сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события

Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данные порядки установлены Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" и Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде".

Согласно п. 1.1 Положения Банка России от 07.09.2007 N 311-П передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, и Центр информационных технологий Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Таким образом, для передачи банками сообщений в электронном виде в налоговый орган банки заключают договоры (соглашения) с территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими надзор за их деятельностью, в которых определяются условия и порядок приема Банком России информационных сообщений банков для передачи их федеральным службам.

Возникает ли ответственность у банка за нарушение порядка и сроков представления вышеуказанных сведений в налоговый орган, если их представление было невозможно вследствие сбоев в программном обеспечении и невозможности приема территориальными учреждениями Банка России информационных сообщений банка для передачи федеральным службам?

Будет ли в данном случае обязанность банка, установленная п. 5 ст. 76 Кодекса и положениями ст. 86 Кодекса, считаться неисполненной, даже если банк вследствие объективной невозможности представления сообщений в электронном виде представит в соответствующий налоговый орган сообщение об открытии (закрытии) счета на бумажном носителе в установленные сроки?

Подлежит ли банк привлечению к ответственности за несвоевременное представление сведений об открытии (закрытии) счета в случае объективной невозможности передать указанные сведения в электронном виде?

Ответ: Подпунктом "а" п. 33 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2007 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в п. 1 ст. 86 Кодекса, согласно которым на банк возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде.

Кодексом не предусмотрено представление соответствующего сообщения банком на бумажном носителе.

В соответствии с п. 1.6 Положения Центрального банка Российской Федерации о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета от 07.09.2007 N 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.

Положениями п. 2 ст. 135.2 Кодекса определено, что несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб.

Согласно ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 3 ст. 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следует отметить, что согласно положениям п. 2 ст. 109 Кодекса отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения или смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, иные обстоятельства, чем перечисленные в пп. 1 - 3 п. 1 ст. 111 Кодекса и в пп. 1 - 2.1 п. 1 ст. 112 Кодекса.

В случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в соответствии с п. 1 ст. 86 Кодекса в электронном виде через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.

7.