Издающая организация (ООО) выпускает социально значимую литературу и планирует участвовать в отборе экспертной комиссии Роспечати для предоставления субсидий. Если организация будет отобрана экспертной комиссией Роспечати и ей будет предоставлена субсидия с целью частичного возмещения затрат на приобретение бумаги и переплетных материалов и оплату стоимости полиграфических услуг на предприятиях полиграфии, будет ли субсидия относиться к целевым средствам для целей исчисления налога на прибыль, учитывая, что издающие организации представляют в установленном порядке отчет об использовании субсидий?

Ответ: Субсидии, выплачиваемые издающей организации (ООО) с целью частичного возмещения затрат на приобретение бумаги и переплетных материалов и оплату стоимости полиграфических услуг на предприятиях полиграфии, учитываются в составе налогооблагаемых доходов ООО, поскольку не признаются целевыми с точки зрения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не может быть применена). Отчет об их использовании представляется ООО исключительно в рамках соблюдения требований Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на издание социально значимой литературы (утв. Приказом Роспечати от 23.07.2012 N 232) (далее - Правила на издание), но лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не заполняется.

Обоснование: Приказом Роспечати N 232 утверждены Правила на издание и Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на организацию переводов на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2012 N 25086).

Правила на издание устанавливают порядок предоставления из федерального бюджета субсидий издающим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на издание социально значимой литературы, которая отражает на идейно-художественном уровне внимание к проблемам социума, направлена на формирование социально зрелой личности, а также побуждает читателей следовать тем или иным социально одобряемым моделям поведения.

Субсидии предоставляются издающим организациям, выпускающим социально значимую литературу, на безвозмездной и безвозвратной основе с целью частичного возмещения затрат на приобретение бумаги и переплетных материалов, оплату стоимости полиграфических услуг на предприятиях полиграфии (п. 2 Правил на издание).

Согласно п. 3 Правил на издание субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям (далее - Роспечать) на соответствующий финансовый год на цели, указанные в п. 2 настоящих Правил в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 186).

Пунктом 9 Правил на издание установлено, что субсидии предоставляются в соответствии с договором, заключенным между Роспечатью и издающей организацией (далее - договор), который предусматривает следующие условия:

- право Роспечати на проведение проверок соблюдения издающими организациями условий, установленных Правилами на издание и договором;

- порядок возврата сумм, использованных издающими организациями, в случае установления по итогам проверок, проведенных Роспечатью, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий предоставления субсидий, определенных Правилами на издание и договором;

- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий в установленном порядке.

При этом обязанность по представлению отчета об использовании субсидий возложена на издающие организации п. 11 Правил на издание.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, поименованы в ст. 251 Кодекса.

Пункт 1 указанной статьи Кодекса содержит закрытый перечень доходов.

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

В частности, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

Исчерпывающий перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования, приведен в абз. 3 - 20 пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса.

Как следует из указанных положений Кодекса, средствами целевого финансирования в отдельных случаях могут быть признаны, например, бюджетные ассигнования, однако возможность их получения для обществ с ограниченной ответственностью не предусмотрена. При этом иные виды имущества, относящегося к средствам целевого финансирования, предусмотренных для коммерческих организаций, не связаны с использованием бюджетных источников.

В связи с этим по своей сути средства, получаемые ООО, не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования с точки зрения учета доходов в целях налогообложения прибыли организаций.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Действующая редакция п. 2 ст. 251 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") вступила в силу с 1 января 2008 г., ее положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. То есть с указанной даты положения п. 2 ст. 251 Кодекса распространяются исключительно на некоммерческие организации.

В связи с этим ООО, получившее средства из бюджета позже 01.01.2008, не может применять ни пп. 14 п. 1, ни п. 2 ст. 251 Кодекса.

Следовательно, субсидии, полученные издающей организацией (ООО) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям (Роспечати) на соответствующий финансовый год на цели, указанные в п. 2 Правил на издание в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", не могут признаваться целевыми с точки зрения налогообложения прибыли. Указанные средства учитываются в составе налогооблагаемых доходов ООО.

Отчет об их использовании представляется ООО в рамках соблюдения требований Правил на издание, но не предусматривается с точки зрения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не заполняется).

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

12.09.2012