Налоговый орган в декабре 2011 г. принял решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации за период 2009 - 2010 гг. Решение было вручено налогоплательщику, и проверка началась. Однако в январе 2012 г. решением о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки в период проверки включен 2008 г. Правомерно ли такое решение об увеличении периода проверки?

Ответ: Решение об увеличении периода проверки в ситуации, когда в декабре 2011 г. в решении о проведении выездной налоговой проверки указан период 2009 - 2010 гг., а в 2012 г. включен 2008 г., является неправомерным. Организация может обратиться в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения.

Обоснование: Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом решение, в частности, должно содержать сведения о периоде, за который проводится проверка (п. п. 1, 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

НК РФ, устанавливающий порядок проведения выездной проверки, не предусматривает возможности налогового органа увеличить указанный в решении период проверки. К такому же выводу приходил ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.04.2012 N Ф09-2750/12. Суд указал, что нормами ст. 89 НК РФ не предусмотрено изменение периодов выездной налоговой проверки после вынесения руководителем инспекции решения и начала проведения проверки. Также суд отметил, что решение, увеличивающее период проверки, следует рассматривать в качестве самостоятельного акта, который должен по своему содержанию соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ.

При осуществлении налогового контроля налоговые органы должны действовать в строгом соответствии с требованиями НК РФ. Проведение выездной налоговой проверки является вмешательством в хозяйственную деятельность налогоплательщика, которое считается допустимым, если прямо предусмотрено законом (пп. 2 п. 1 ст. 31, пп. 1 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 82 НК РФ, п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По смыслу этой нормы период, превышающий указанное количество лет, не может быть проверен в рамках выездной проверки.

Следовательно, принимая в 2012 г. решение об увеличении периода проверки путем включения в него 2008 г., налоговым органом нарушены требования п. 4 ст. 89 НК РФ и права налогоплательщика.

В связи с изложенным организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения об увеличении периода выездной проверки (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Дополнительно отметим, что допущенные налоговым органом нарушения, касающиеся увеличения периода проверки, могут также являться основанием для признания недействительным принятого по результатам этой проверки решения в части доначислений за 2008 г.

Так, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, установив, что фактически проверка проведена за период, выходящий за рамки периода, указанного в решении о проведении проверки, пришел к выводу о нарушении налоговым органом положений ст. 89 НК РФ. Суд отметил, что неправомерное изменение налоговым органом периода проверки нарушает права и законные интересы налогоплательщика и в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для признания оспариваемого решения инспекции недействительным в соответствующей части (Постановление от 30.12.2011 N А13-13347/2010).

А. В.Зацепин

Издательство "Главная книга"

11.09.2012