При выездной налоговой проверке организации, применяющей ОСН, выявлено нарушение в виде завышения рекламных расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль. В частности, в состав расходов, превышающих установленный лимит, включены затраты на создание рекламных брошюр с количеством страниц 60. Вправе ли организация отнести расходы на создание брошюр к ненормируемым?

Ответ: Расходы на изготовление рекламных брошюр для целей налогообложения прибыли не нормируются. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения", введенным Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 N 331-ст (далее - ГОСТ 7.60-2003), под брошюрой понимается книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц. Если рекламное издание имеет 60 страниц, то оно не соответствует понятию "брошюра", расходы на создание данных брошюр нельзя признать ненормируемыми в целях исчисления налога на прибыль.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под понятием "неопределенный круг лиц" подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В силу пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах. Указанные расходы для целей исчисления налога на прибыль не нормируются.

При этом в НК РФ отсутствует понятие "брошюра" для применения гл. 25 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 под брошюрой понимается книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц.

Таким образом, если рекламное издание имеет 60 страниц, то в применяемой терминологии оно не соответствует понятию "брошюра".

Вместе с тем есть вероятность, что указанное рекламное издание можно отнести к рекламному каталогу.

В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 под термином "каталог товаров и услуг" понимается каталог, содержащий перечень товаров и услуг, предлагаемых потребителю (код 3.2.4.3.5.3.2.4), и он не ограничивается количеством страниц.

Р. Х.Дочкин

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

24.04.2014