Организация осуществляет клинические испытания различных медицинских приборов, в результате которых достаточно часто выявляются побочные явления от их применения. В связи с этим организация планирует направлять в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения сообщения о случаях выявления побочных действий, не указанных в руководстве по эксплуатации медицинского изделия, заказными письмами с уведомлением и описью вложения. Вправе ли организация учитывать в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль затраты на отправку сообщений заказными письмами с уведомлением и описью вложения, а не простыми письмами?

Ответ: При документальном подтверждении организация вправе учитывать в целях исчисления налога на прибыль затраты на отправку в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения сообщений о случаях выявления побочных действий, не указанных в руководстве по эксплуатации медицинского изделия, заказными письмами с уведомлением и описью вложения.

Обоснование: Приказом Минздрава России от 20.06.2012 N 12н (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2012 N 24962) утвержден Порядок сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка организации, созданные в установленном порядке на территории Российской Федерации, осуществляющие клинические испытания медицинских изделий, в течение двадцати рабочих дней со дня выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, направляют сообщение, содержащее указанные сведения (далее - сообщение), в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Пунктом 3 Порядка установлено, что сообщение направляется в письменной форме или в электронной форме через официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Как следует из вышеприведенной формулировки, допускается направление сообщения в письменной форме. При этом Порядок не обязывает, но и не ограничивает право организации на направление сообщения заказными письмами, в том числе с уведомлением и описью вложения.

Правовое регулирование в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ). Закон N 176-ФЗ устанавливает следующие определения:

- почтовые отправления - это адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры;

- письменная корреспонденция - это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.

Следовательно, простые и регистрируемые письма признаются почтовыми отправлениями.

Согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;

б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

При этом регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом (абз. 5 п. 12 Правил).

Таким образом, если почтовое отправление направлено с уведомлением и описью вложения, то отправитель имеет квитанцию об отправлении и расписку о получении отправления адресатом, что позволит организации иметь доказательства исполнения обязанности, возложенной п. 2 Порядка, в случае утери простого почтового отправления (без квитанции и расписки в получении) и тем самым избежать последствий, о которых указано в п. 7 Порядка (за несообщение или сокрытие информации, предусмотренной п. 4 Порядка, лица, которым она стала известна по роду их профессиональной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Таким образом, при документальном подтверждении затрат на оплату заказных писем с уведомлением и описью вложения расходы организации по отправке сообщений следует признать удовлетворяющими п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. Организация вправе учитывать их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ (расходы налогоплательщика на почтовые услуги).

Более того, Конституционный Суд РФ в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П разъяснил, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

10.09.2012