ЗАО, являясь дистрибьютором завода-изготовителя, осуществляет поставки кондитерской и хлебобулочной продукции в крупные торговые сети
Поставщиком (ЗАО) осуществляется обратный выкуп ранее поставленной и не реализованной торговыми сетями пищевой продукции с истекшим сроком годности. На возвращаемую продукцию торговыми сетями оформляется полный комплект документов (товарные накладные, счета-фактуры и т. д.).
Руководствуясь требованиями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Санитарных правил и норм производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96, организация производит утилизацию (уничтожение) такой продукции. Факт уничтожения продукции подтверждается первичными документами.
Выкуп у торговых сетей товара (ранее поставленного) с истекшим сроком годности позволяет:
1) сохранить (а в ряде случаев и увеличить) объем поставок в торговую сеть;
2) создавать и сохранять положительный имидж товара в глазах конечного потребителя, что приводит к увеличению объема продаж;
3) выполнить все положения нормативных актов в области санитарии, охраны здоровья и экологии.
Правомерно ли включение в рассматриваемой ситуации расходов в виде стоимости утилизированной пищевой продукции, выкупаемой в связи с истечением ее срока годности, и расходов, связанных с утилизацией такой продукции, в состав расходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций, на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 или пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?
Обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности является составной частью взаимоотношений с торговыми сетями и непосредственно связан с поставками данной продукции торговым сетям, выручка от реализации которой облагается НДС.
Правомерно ли в рассматриваемой ситуации принятие организацией к вычету сумм НДС, предъявленных торговыми сетями по выкупаемой у них продукции?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/479
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с возвратом (выкупом) из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.
На основании положений ст. ст. 24 и 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.
В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).
Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Таким образом, действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.
Учитывая изложенное, полагаем, что расходы, связанные с выкупом поставщиком (производителем) из розничной сети нереализованной кондитерской и хлебобулочной продукции с истекшим сроком реализации, а также расходы на утилизацию такой продукции могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
По вопросу применения вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного торговыми сетями по выкупаемой у них продукции, сообщаем, что при решении данного вопроса следует руководствоваться нормами ст. ст. 171 и 172 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
10.09.2012